Сделать стартовой страницей Добавить в избранное Контакты Карта сайта

Подразделы

Разделы

AdSense

Советуем прочитать

Федор Петрович Толстой Федор Петрович Толстой — один из интереснейших и своеобразнейших художников первой половины XIX века — родился в 1783 году в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан сержантом в Преображенский полк.
Новое на сайте

Абстракционизм является одним из ведущих направлений в искусстве, в частности и в живописи, при
Новое на сайте

Скульптура древней Греции Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: "Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру
Статистика

Архитектура

Пашков дом

Пашков дом

Самым красивым зданием Москвы до сих пор считается Пашков дом, где ныне помещается Государственная библиотека имени В. И. Ленина. Какие же свойства, какие архитектурные приемы определили эту высокую оценку? Дом выстроен в 1784—1786 годах на Моховой улице (ныне проспект Маркса) известным русским архитектором В. И. Баженовым для отставного поручика П. Пашкова. Присмотревшись к дому, мы придем к выводу, что он невелик. Но он кажется больше, чем есть, благодаря вытянувшимся вдоль улицы по одной прямой галереям, примыкающим к главному объему и флигелям, завершающим по краям общую архитектурную композицию. Такая трехчастная композиция, состоящая из центрального здания, галерей-переходов и флигелей, не прихоть зодчего — она обоснована тогдашней жизнью.

 В главном доме размещались жилые комнаты и парадные залы владельца. Во флигелях находилась кухня, жила прислуга и останавливались гости. Переходы-галереи давали возможность пройти из флигелей в дом, не выходя наружу, что было особенно важно в ненастную погоду или зимой. Пашков дом принадлежит к типу сравнительно небольших жилых зданий, приспособленных к всевозможным празднествам и балам, к так называемым «увеселительным» строениям, которые так любили в XVIII веке. Но мы вынуждены все же сделать вывод, что в его внешнем, столь живописном облике, безусловно, есть элементы общественного сооружения. В чем же они сказываются? Посмотрите, здание не стремится отгородиться от улицы, замкнуться на своей территории. Наоборот, оно так поставлено на небольшом пригорке, возвышающемся над проходящей внизу улицей, что его видно с далекого расстояния.

Благодаря тому что дом обращен своим основным фасадом к улице, возвышается над ней, входит в ее пейзаж, хорошо обозреваем со многих сторон (из-за перекрестка улиц) и, наконец, стоит лицом к Кремлю, — он наделен определенными чертами дворцового характера (дворцовое здание воплощало в те годы представление об общественном значении архитектурного сооружения). Дворцовость дома Пашкова сказывается в общем строе его архитектурной композиции. Ему присуща определенная торжественность, представительность, парадность. Дом неизменно воспринимается как стройное по своим формам праздничное здание, где каждая часть, каждая деталь — образец законченности и совершенства. Чтобы усилить впечатление общественного значения архитектуры дома, зодчий применил высокий аркадный цоколь, который поднял здание, и это позволяет лучше оценить его высокие художественно-архитектурные свойства.

 Часто расположенные, вытянутые вверх окна не только служат хорошим источником освещения покоев и зал, но и вновь заставляют нас пристальнее вглядеться в это светлое, праздничное сооружение. Особенно эти свойства здания ощущаются вечером, когда освещенная вереница окон словно возвещает о начавшемся здесь празднике, об обилии съехавшихся гостей, о музыке, звучащей с хор, когда вот-вот должны начаться танцы (забудем, что тут сейчас расположен читальный зал библиотеки). А этот праздник, бал, гости — часть общественной жизни того времени. А теперь постараемся разобраться в общем композиционном замысле здания, что даст нам возможность глубже оценить мастерство архитектора и познать логику его творчества.

Дом Пашкова выстроен во время господства стиля классицизма, когда так ценили ясно очерченный, хорошо видный в окружающем пространстве цельный блок сооружения. Действительно, четко построенный объем здания воспринимается сразу же в его трехмерном измерении, поскольку примыкающие к нему низкие галереи и флигели расположены так, что дают возможность сразу же охватить взглядом центральную часть. Однако при подобном построении можно было легко нарушить цельность и единство общей композиции.

 С целью устранения этого недостатка архитектор прибегнул к ряду приемов, которые не позволяли распасться архитектурной композиции на отдельные обособленные друг от друга части. Именно поэтому он применил в цоколе мотив аркады, проходящей по всему фронту здания. Она связывает между собой все части сооружения, хотя из-за различной толщины стен и опор-простенков она на отдельных участках получает особые оттенки. В этом нетрудно убедиться, сопоставив арки цоколя центральной части с аркадой галереи. Эта же общность форм аркады заставляет включать галереи и флигели в состав основной части дома, который потому и кажется больше, чем он есть на самом деле. Однако при всем пристрастии мастера к четким, спокойным объемам он не упускает из вида близости своего произведения к Кремлю. Одной из отличительных черт последнего был живописный, декоративный по своей природе силуэт. Верхи башен, зубцы стен, главы соборов, завершения теремов и других построек образовывали тот ломкий, острый контур, который отчетливо выступал на фоне неба и который так ценился людьми Древней Руси. Вот эта-то специфическая черта облика Московского Кремля, видимо, определила необычный силуэт Пашкова дома.

Архитектор стремился, при всем отличии архитектуры Московского Кремля от своего произведения, связать его, хотя бы зрительно, с прославленными древними памятниками столицы. Баженов ставит ионические колонны портиков флигелей прямо на землю, в то время как колонны композитного ордера главного здания вознесены на высокий цоколь. Это пристрастие известного мастера к зрительным, как бы наслаивающимся друг на друга композиционным треугольникам в построении фасада меньше всего следует считать лишь изощренною игрою или прихотью. Наоборот, тут следует видеть искушенного в своем искусстве зодчего, хорошо связавшего все отдельные части здания в цельную архитектурную композицию, привлекающую нас как своим единством, так и разнообразием форм.

 Столь искусное композиционное построение, в котором так подчеркнута роль венчающего, высоко поставленного бельведера, предопределила вертикальное членение стен самого здания. Именно поэтому на каждом простенке помещена пилястра. Естественно, что вертикальные линии пилястр вторят колоннам портика и вместе с тем зрительно облегчают весь блок здания. С этой же целью колонны и пилястры покрыты каннелюрами — полукруглыми выемками, которые не только усиливают вертикальную направленность стен, но и наделяют их тонкой светотеневой игрой, придающей блоку здания определенное чувство пластичности. Естественно, что орнаментальная лепнина антаблемента и тумбы с декоративными вазами венчающего парапета находятся строго над каждой колонной и пилястрой, образуя совместно стройную и нарядную архитектурную систему членения стен. Этой системе отвечают вытянутые формы окон, расставленные в сравнительно частом ритме. Для усиления праздничности архитектуры зодчий помещает в филенках над окнами цоколя и в верхних частях наличников окон верхнего этажа лепные гирлянды. Орнаментальная лепнина антаблемента, орнаментированные шишечки, подвешенные у волют капителей ионических колонн, как и декоративные вазы парапета, служат этой же цели. Крупно рустованный цоколь, воспроизводящий кладку большими блоками камня, оттеняет народную легкость верхней части сооружения.

 Львиные маски на замковых камнях окон цоколя, как и их полукруглые арочные завершения, призваны образно передать впечатление прочности и силы этой части здания. Разобравшись в архитектуре фасада Пашкова дома, обращенного в сторону улицы, налюбовавшись его изяществом и красотой, обогнем дом и войдем во двор, где расположен основной вход в здание. Здесь при входе с переулка нас встретят сложно скомпонованные ворота. Многие их детали покажутся нам знакомыми. Так, ионические колонны ворот близки к' колоннам портиков флигелей, а криволинейное завершение ворот несколько напоминает по своим декоративным формам декоративные элементы бельведера главного здания. Сквозь легкий узор решетки створок ворот нам открывается новый вид на уже знакомый фасад главного дома (фасад со стороны двора в основном повторяет фасад со стороны улицы.) Но что же тут нового, что заставляет нас по-другому воспринимать уже виденные нами архитектурные формы?

 Дом теперь стоит строго против нас на ровной площадке и, следовательно, не только должен выглядеть по-иному, но и обладать иными архитектурными элементами, если, конечно, архитектор подумал об изменившейся точке зрения и местоположении здания. И он, как талантливый архитектор, подумал и предусмотрел происшедшие изменения. С целью зрительно приблизить здание к входящему во двор, архитектор справа и слева от ворот поставил декоративные стенки, обработанные ложными аркадами. Они идут к дому под углом, наподобие раскрывающегося в его сторону коридорафаструба. Оригинальный прием расположения стен ограды двора, как и учащающийся в перспективе ритм арок, направляет наш взгляд к дому. А дом как бы устремляется нам навстречу. Это достигается тем, что знакомый нам по уличному фасаду цоколь имеет по краям отступы. На них так же, как и на главном фасаде, поставлены статуи.

 Таким образом, со стороны двора фасад дома построен по ступенчатообразной форме: вперед выдвинут четырехколонный портик над входом, затем следуют боковые отступы цоколя со статуями, а затем уже стены основной части. «Ступенчатость» фасада часто обусловлена как территорией участка, так и единственно возможной точкой зрения на него. Она призвана зрительно уменьшить расстояние между воротами и домом, а также подчеркнуть, что перед нами не плоский фасад, а цельный архитектурный объем, обращенный навстречу входящему. Помимо этого, далекий вынос портика, порождающий легкую затененность расположенных за ним стен здания, обусловлен ориентацией дворового фасада на север. А северные фасады в географической зоне Москвы бывают освещены солнцем весьма непродолжительное время в середине лета и то лишь рано утром и поздно вечером. Следовательно, архитектор предусмотрел плохую светотеневую лепку архитектурных форм этой части здания.

Вынесенный вперед портик дома в известной степени восстановил утраченные качества. Внутренняя отделка дома погибла во время пожара 1812 года. Затем, во второй половине XIX столетия, здание было приспособлено под библиотеку, носящую теперь имя В. И. Ленина.

 От прежних зал и комнат ничего не осталось. Пашков дом — прекрасное своим наружным видом здание. Внимательный осмотр его с внешней стороны позволил нам познать логику композиционного построения, проследить архитектурно-пластическую обработку его объема и по достоинству оценить талант его автора — В. И. Баженова.

Читайте далее:

Московский Дворец Молодежи

Московский Дворец Молодежи
МДМ всегда был и есть особым символом для молодежи. Целое поколение выросло в его стенах. И хотя времена изменились - Московский дворец Молодежи, по-прежнему, остается молодежной площадкой номер один. Московский дворец молодежи - один из крупнейших развлекательных...

Архитектура Древней Греции

Архитектура Древней Греции
Древняя Греция - колыбель европейской культуры и искусств. При взгляде на художественные шедевры той далекой эпохи сквозь века мы слышим торжественно-гимническую музыку красоты и величия человека созидателя ,уподобившего себя олимпийским богам.

Архитектура Древнего Египта

Архитектура Древнего Египта
Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам. Сравнительно цельное представление о слагавшемся здесь обществе памятники дают начиная с 5 тысячелетия до н. э. Древнейшими жилищами человека в долине Нила были ямы и пещеры...

Архитектура Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима
Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы — от Британских островов до Египта. Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего...

Природа в архитектуре

Природа в архитектуре
Архитектура с рождения несет идею доминирования над родным окружением. Первый дошедший до нас тип сооружения каменного века, с которого ведет отсчет времени история архитектуры, — менгир, вертикально поставленная каменная глыба.

Египетский храм

Египетский храм
Как понять архитектуру египетского храма, построенного несколько тысячелетий тому назад? Как разобраться во всех его частях, во всех его деталях? Конечно, если мы будем со вниманием вглядываться в каждый камень, будем искать объяснения всего увиденного и наблюденного, то в конце концов многое поймем, многое станет нам ясным.

Дворец Съездов

Дворец Съездов
В Московском Кремле между его соборами и Троицкой башней высится новое здание — это Дворец Съездов, построенный в 1960—1961 годах группой архитекторов во главе с М. В. Посохиным (А. А. Мдоянц, Е. Н. Стамо, П. П. Штеллер, Н. М. Щепетильников).

Готический собор

Готический собор
Древние легенды и предания не раз обращались к теме счастливого обетованного края, где человек, освободившийся от земных несчастий, тягот и болезней, мог вести вечную блаженную жизнь. Средневековое христианство уделяло большое внимание учению о рае.

Византийская архитектура

Византийская архитектура
Византия официально именовалась Римской империей, но ее культура существенно отличалась от древнеримской. Ядром византийского государства была территория бывшей Древней Греции, государственным языком был греческий, но в культуре Византии уже трудно распознать то, что в свое время являлось характерным для Древней Греции

Древние сооружения Японии

Древние сооружения Японии
В Японии издревле существует обычай, по ко­торому обветшавший деревянный храм в определен­ные сроки воссоздается в качестве точной копии старой постройки. Благодаря этому мы можем иметь достоверное представление об архитектуре древних сооружений.

Архитектура древней Руси

Архитектура древней Руси
В 1017-1037 гг., при Ярославе Мудром, в Киеве был построен Софий­ский собор. Этому сооружению уже не было прямых аналогий в Византии, хотя ядро здания сформировано по крестово-купольной схеме. В композиции собора доминирует главный купол; он окружен четырьмя меньшими, за кото­рыми расположены боковые, более низкие купола.

Парфенон

Парфенон
Великое обаяние, художественное совершенство греческой архитектуры, потрясающие нас и теперь, с наибольшей полнотой сказались в прославленном храме Афины-девы Парфеноне, построенном Иктином и Калликратом в 447—432 годах до н. э. на холме Акрополя близ Афин.

Храм в Филях

Храм в Филях
В историю русской архитектуры церковь Покрова в Филях вошла как один из лучших и типичнейших памятников конца XVII века, когда так ценили «дивное узорочье», сделавшееся непререкаемым идеалом для всего искусства этого столетия.

Памятники архитектуры Петербурга

Памятники архитектуры Петербурга
Летом 1703 года на Заячьем острове Петром Великим была заложена Петропавловская крепость. Вскоре после ее закладки началась застройка береговой части Городского острова (нынешний Петроградский остров): здесь возник порт, развернулось строительство жилищ, в частности для «работных людей»,

Казанский собор

Казанский собор
Есть много зданий и архитектурных ансамблей, без которых невозможно представить себе облик Петербурга, как невозможно и изучение отечественной архитектуры: в них воплощены ее высшие достижения в XVIII- XIX веках. К таким памятникам относится Казанский собор

Архитектура Франции

Архитектура Франции
Архитектура XVIII столетия во Франции традиционно разделяется на два периода, которым соответствуют два архитектурных стиля: в первой половине XVIII в. господствующее положение занимает рококо, во второй — неоклассицизм. Эти стили во всём противоположны друг другу, поэтому переход от рококо к неоклассицизму часто называют «бунтом».

Архитектура Италии

Архитектура Италии
Архитектор Филиппо Ювара (1678—1736) выполнял заказы в Португалии и Испании (мастер умер в Мадриде во время работы над проектом королевского дворца). Однако лучшие его постройки находятся в Турине (на северо-западе Италии).

Романская архитектура

Романская архитектура
Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений - феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви, соборы.

Конструктивизм

Конструктивизм
Значительных успехов в 20— 30-х гг. 20 в. достигла архитектура. Бурный рост городов, промышленности, развитие транспорта приходят в резкое противоречие с не соответствующей новым требованиям планировкой старых городов, с их узкими извилистыми улицами.

Empire State Building

Empire State Building
Возвели Эмпайр Стэйт в 1931 году. Высота сооружения на тот момент составляла 381 метр. Поражает то, с какой скоростью его строили – 2 подземных этажа и 102 надземных выросли посреди Манхэттена за 15 месяцев. Такие рекордные сроки...


AdSense

Новое на сайте

Иван Иванович Шишкин Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Стремясь привить и сыну интерес к истории, он привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К. И. Невоструеву.
Новое на сайте

Многоликие витражи Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания утверждать, что они появились вскоре после изобретения стекла. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла...
Новое на сайте

Египетский храм Как понять архитектуру египетского храма, построенного несколько тысячелетий тому назад? Как разобраться во всех его частях, во всех его деталях? Конечно, если мы будем со вниманием вглядываться в каждый камень, будем искать объяснения всего увиденного и наблюденного, то в конце концов многое поймем, многое станет нам ясным.
Новое на сайте

Афродита Венера Милосская - была найдена в 1820 г. на Милосе, одном из Кикладских островов Эгейского моря, от которого получила свое название. Руки ее были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти ее в свою страну, и турками, которые имели то же намерение.