Сделать стартовой страницей Добавить в избранное Контакты Карта сайта

Подразделы

Разделы

AdSense

Советуем прочитать

Национальный художественный музей Украины 100 лет тому назад, когда начал свою историю Национальный художественный музей Украины (тогда он имел название "Городской музей антиквариата и искусств"), понятие "украинское изобразительное профессиональное искусство"...
Новое на сайте

Храм в Филях В историю русской архитектуры церковь Покрова в Филях вошла как один из лучших и типичнейших памятников конца XVII века, когда так ценили «дивное узорочье», сделавшееся непререкаемым идеалом для всего искусства этого столетия.
Новое на сайте

Живопись Германии Провести границу между романской и готической живописью в Германии сравнительно легко. Предтечей готической живописи можно считать так называемый 'угловатый' стиль, вариации которого развивались в середине 13 века. Самый типичный его образец - заалтарный образ, созданный для Визенкирхе в Зосте около 1250 года.
Статистика

Архитектура

Древние сооружения Японии

Древние сооружения Японии

В Японии издревле существует обычай, по ко­торому обветшавший деревянный храм в определен­ные сроки воссоздается в качестве точной копии старой постройки. Благодаря этому мы можем иметь достоверное представление об архитектуре древних сооружений. Вообще, в Японии очень заботятся о сохранности того, что было создано в старину. Об отношении японцев к памятникам старины может свидетельствовать такой пример. В одном из монастырей есть так называемый «сад камней»: неболь­шая, покрытая песком площадка, на которой живописными группами распо­ложены камни. Эта композиция, созданная более четырехсот лет назад, под­держивается в порядке и сохранности по сей день.

В VI в. в Японию из Кореи проникает буддизм, а затем и формы ки­тайской архитектуры. Буддийские храмы и пагоды строились в Японии ки­тайскими или корейскими архитекторами, даже черепицу для них привозили из-за моря. Одно из таких сооружений - храм в г. Нара, являющийся вы­дающимся историческим памятником, национальной святыней.

В средние века культурное влияние Китая продолжалось (кстати, японская письменность соз­дана на основе китайских иероглифов). В VIII- XII вв. японские императоры, стремясь упрочить свою власть, вводили в стране порядки по образцу Китая, где личность императора обожествлялась и вся страна существовала как бы ради него. При строительстве новых столиц - Нара и Киото - за эталон брались жестко регулярные планы городов и для руководства работами приглашались специалисты из Китая. Подражая блеску и напыщенности китайских богдыханов, правители Японии строили дворцовые храмовые постройки в китайском стиле.

В конце XII в. в Японии произошел государственный переворот, в резуль­тате которого власть императора стала номинальной, а фактически страной управлял верховный военачальник. Господствующая военно-феодальная каста стремилась к тому, чтобы в стране царил дух строгости, соблюдения традиционного жизненного уклада. Стремясь к неизменности установленных порядков, эти правители установили в стране замкнутый режим и проявляли недоверие ко всему иностранному (сначала китайскому, а затем и европейскому). В Японию перестали приезжать архитекторы и мастера-строители из Китая и Кореи, прекратились поездки японской знати в эти страны. Это привело к ослаблению влияния в Японии китайской архитектуры и к усилению старых национальных традиций.

Все же со временем иностранное влияние возобновилось. Крупные фео­далы строили для себя дворцы-замки, а поскольку в стране почти не было традиций каменного строительства, в сооружении замков участвовали китай­ские архитекторы и португальские инженеры (рис. 55).

В XVII-XVIII вв. военные правители проявляли склонность к возвели­чению своей власти, и это отразилось на архитектуре, которая снова должна была отличаться показной представительностью. Дворцы, мавзолеи, храмы возводились в стиле китайской архитектуры того периода.

В 1867 г. император берет власть в свои руки и предпринимает меры для приобщения страны к экономической и культурной жизни промышленно раз­витых стран мира. В Японии европеизируются образование и военное дело; налаживаются оживленные связи с другими странами. С тех пор архитек­тура Японии развивается в общем русле архитектуры капиталистических стран.

Вследствие того что на протяжении веков дворцы и храмы в Японии возводились в китайском стиле, у посещающего страну туриста может создаваться впечатление, что ее архитектура не отличается от китайской. Одна­ко национальное зодчество Японии имеет иной облик.

Буддизм в Японии не вытеснил древний местный культ - синто. Японцы исповедуют одновременно обе религии, считая, что одно другому не мешает. Правда, поскольку буддизм на протяжении веков являлся официальным культом, буддийские храмы, строившиеся в китайском стиле, преобладают.

Японский синтоистский храм резко отличается по своему облику от буд­дийского. Это очень простое по форме здание, с двускатной крышей, кровля которой сделана из уплотненного слоя тростника или соломы. Построй­ка стоит на столбах, так что главное храмовое помещение находится на вто­ром этаже. Вокруг него устроена открытая веранда, представляющая собой обход, защищенный от осадков и солнца выступающими свесами крыши. Пол­ностью отсутствуют какие бы то ни было украшения - резьба, росписи, деко­ративные детали и т. п. Живописные детали на коньке имеют практическое назначение: эти накладки в виде крестовин и горизонтальных брусков служат для укрепления конструкции. Декоративный эффект достигается высоким со­вершенством работы. Детали здания выполнены точно, поверхности их отдела­ны тщательно. Качеству работы придавалось этическое значение.

На территории храмового участка имеются и другие строения; в отличие от китайских храмовых комплексов эти сооружения расположены на участке свободно, не подчиняясь строгой симметрии. Символические ворота, установ­ленные перед входом на территорию храма, сделаны из дерева. Они отлича­ются от китайских и индийских простотой формы и отсутствием украшений.

О синтоистских храмах древности можно судить по сооружений, дошед­шим до нашего времени (как уже говорилось, храмы перестраивались с соблю­дением форм старой постройки).

Храмовая архитектура всех народов так или иначе восходит к формам жилья. Синтоистский же храм вообще не отличается от жилого дома.

Конструктивно японские постройки сходны с китайскими: деревянный каркас и высокая крыша. Но в Японии нет китайской усложненности - ни вычурности силуэта крыш, ни измельченности деталей, ни обилия декора. Строго говоря, украшений вообще нет, и это делает архитектуру Японии совер­шенно особенной в зодчестве всего мира. Синтоистская религия не была официальным культом, и при формировании облика синтоистских храмов не ставилась задача воздействовать на психику людей грандиозностью и вели­чием. Религия синто заключается в поклонении духам природы, она мало подходила для того, чтобы ее использовали в своих интересах власть имущие, так что не случайно в Японии была принята в качестве официальной религия иноземного происхождения - буддизм, проповедующий покорность судьбе.

Обожествление природы, почитание естественного привело к характер­ным особенностям эстетических представлений японцев. Они не окрашивают деревянные части построек, потому что, по их понятиям, древесина должна выглядеть такой, какой ее создала природа. В японском саду нет аллей, шта­кетников и клумб, потому что их нет в природе.

Японский жилой дом представляет собой объем прямоугольной формы, поставленный для защиты от сырости на столбы или, если место сухое, прямо на землю. Обязательная часть жилища - открытая веранда, навес над которой образуется выступающим свесом крыши (он может быть консольным или подпертым деревянными стойками).

Несущей конструкцией постройки является деревянный каркас. Из-за частых в этой стране землетрясений, а также вследствие того, что имелся хороший строевой лес, камень в строительстве здесь до XVI в. почти не приме­нялся. Легкие деревянные решетки в верхней части стен и широкие двери (представляющие собой просто раздвижную часть ; наружной стены) способст­вуют связи внутреннего пространства дома с внешним пространством при­роды, с садом, являющимся важной частью японского жилища. Внутреннее пространство дома членится тоже посредством раздвижных и перемещаемых перегородок. Мебель в японском жилом доме почти отсутствует, а различные предметы быта, когда ими не пользуются, убираются в ниши и шкафчики.

Существенный недостаток японского жилища - неприспособленность к холодной погоде. Японский дом - это прежде всего крыша. Стены представ­ляют собой деревянные рамы, оклеенные бумагой; они раздвигаются, можно их и вовсе снять. Зимой в Японии довольно холодно, но жилище не отапли­вается: это бесполезно, если стены представляют собой легкие ширмы. Люди греются у жаровен с углем, а перед сном, чтобы согреться на ночь, оку­наются в бочку с горячей водой.

Японцы считают, что особенности устройства их жилища унаследованы ими от далеких предков, обитателей стран Южных морей, где сырой и жаркий климат побуждал строить жилища таким образом, что главными его частями были крыша, защищающая от солнца и дождя, и приподнятый над землей помост для предохранения помещений от сырости. С тех пор как люди пере­селились в более холодные места, прошли тысячелетия, но ни время, ни кли­мат не изменили древних традиций.

Итак, для японской архитектуры характерны легкость конструкций и зрительная легкость форм, а также незамкнутость пространств, связь интерь­ера с внешней средой. Ей чужда идея неподвижной монументальности, ста­тичности; она отличается простотой, ясностью образа, лаконичностью. Конструкции здания оставлены открытыми, а формы конструкций не видоиз­менены какими-либо деталями, не имеющими практического назначения. Фак­тура материалов не скрыта штукатуркой, облицовкой или покраской. За­стройка осуществляется по принципу свободной планировки, без нарочитой симметрии и других предвзятых композиционных построений.

Зодчеству Японии несвойственна грандиозность. Архитектура не пред­ставляется человеку в виде импозантных сооружений. Наоборот, замысел архитектора совсем иной: человек как бы не должен замечать архитектуры.

Она ему открывается исподволь, не навязываясь, не выкладывая всего сразу, не стремясь «произвести впечатление». Эта скромность соблюдалась даже при сооружении загородных вилл знати, ибо пышными строили лишь здания, предназначенные для представительства, а частная жизнь по традиции про­текала в архитектурной среде, выдержанной в «старом стиле» (так назы­вали японцы стиль своей национальной архитектуры в отличие от китай­ского) .

Традиционное зодчество Японии привлекло к себе внимание европей­ских и американских архитекторов новаторского направления первой поло­вины XX столетия. Его формы удивительно соответствуют эстетическим вкусам современности. Фотоснимок интерьера японской виллы, построенной триста лет назад, выглядит так, как будто он сделан в современном здании.

Как и всякая архитектура, японская связана с психологией и эсте­тическими взглядами ее создателей. Японцам присуща скромность бытовой обстановки, им чуждо стремление блеснуть, произвести эффект. В традицион­ном японском театре актеры выражают эмоции сдержанными жестами. Прославленная вежливость японцев отразилась и в их архитектуре: она деликатна и скромна.

Тонкость и вкус японцев в отношении к искусству можно проиллюстри­ровать таким примере w. В каждом доме есть несколько произведений жи­вописи, но они спрятаны; на стене висит одна картина, пока ее не заме­нят другой. Для японца вывесить в одной комнате несколько картин все равно что включить одновременно несколько магнитофонов.

Большое внимание уделялось устройству сада при доме. Сад невелик по размерам, но каждый его уголок тщательно проработан, чтобы воссоздать естественный пейзаж в миниатюре. Планировка сада живописная, рассчитанная на восприятие движущимся зрителем, на смену картин и впе­чатлений. Сад мыслился как образ природы; его композиция и отдельные части имели символический смысл, так же как специфическое для Японии искусство компоновки цветов в вазе.

При загородных дворцах китайской знати тоже устраивались сады со свободной, непринужденной планировкой. Но в отличие от японских садов китайские обильно украшены беседками, мостиками, воротами и оградами причудливой формы, скульптурой, цветными фонариками.

Японцы любят природу, понимают и ценят ее красоту. Привычка с детства ценить красоту природы, красоту естественного воспитывала опреде­ленные эстетические взгляды. В архитектуре, как и в вещах, они ценят простоту и естественность - ту простоту и естественность, которой учит чело­века природа.

Читайте далее:

Московский Дворец Молодежи

Московский Дворец Молодежи
МДМ всегда был и есть особым символом для молодежи. Целое поколение выросло в его стенах. И хотя времена изменились - Московский дворец Молодежи, по-прежнему, остается молодежной площадкой номер один. Московский дворец молодежи - один из крупнейших развлекательных...

Архитектура Древней Греции

Архитектура Древней Греции
Древняя Греция - колыбель европейской культуры и искусств. При взгляде на художественные шедевры той далекой эпохи сквозь века мы слышим торжественно-гимническую музыку красоты и величия человека созидателя ,уподобившего себя олимпийским богам.

Архитектура Древнего Египта

Архитектура Древнего Египта
Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам. Сравнительно цельное представление о слагавшемся здесь обществе памятники дают начиная с 5 тысячелетия до н. э. Древнейшими жилищами человека в долине Нила были ямы и пещеры...

Архитектура Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима
Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы — от Британских островов до Египта. Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего...

Природа в архитектуре

Природа в архитектуре
Архитектура с рождения несет идею доминирования над родным окружением. Первый дошедший до нас тип сооружения каменного века, с которого ведет отсчет времени история архитектуры, — менгир, вертикально поставленная каменная глыба.

Египетский храм

Египетский храм
Как понять архитектуру египетского храма, построенного несколько тысячелетий тому назад? Как разобраться во всех его частях, во всех его деталях? Конечно, если мы будем со вниманием вглядываться в каждый камень, будем искать объяснения всего увиденного и наблюденного, то в конце концов многое поймем, многое станет нам ясным.

Дворец Съездов

Дворец Съездов
В Московском Кремле между его соборами и Троицкой башней высится новое здание — это Дворец Съездов, построенный в 1960—1961 годах группой архитекторов во главе с М. В. Посохиным (А. А. Мдоянц, Е. Н. Стамо, П. П. Штеллер, Н. М. Щепетильников).

Готический собор

Готический собор
Древние легенды и предания не раз обращались к теме счастливого обетованного края, где человек, освободившийся от земных несчастий, тягот и болезней, мог вести вечную блаженную жизнь. Средневековое христианство уделяло большое внимание учению о рае.

Византийская архитектура

Византийская архитектура
Византия официально именовалась Римской империей, но ее культура существенно отличалась от древнеримской. Ядром византийского государства была территория бывшей Древней Греции, государственным языком был греческий, но в культуре Византии уже трудно распознать то, что в свое время являлось характерным для Древней Греции

Архитектура древней Руси

Архитектура древней Руси
В 1017-1037 гг., при Ярославе Мудром, в Киеве был построен Софий­ский собор. Этому сооружению уже не было прямых аналогий в Византии, хотя ядро здания сформировано по крестово-купольной схеме. В композиции собора доминирует главный купол; он окружен четырьмя меньшими, за кото­рыми расположены боковые, более низкие купола.

Пашков дом

Пашков дом
Самым красивым зданием Москвы до сих пор считается Пашков дом, где ныне помещается Государственная библиотека имени В. И. Ленина. Какие же свойства, какие архитектурные приемы определили эту высокую оценку? Дом выстроен в 1784—1786 годах на Моховой улице (ныне проспект Маркса) известным русским архитектором В. И. Баженовым для отставного поручика П. Пашкова.

Парфенон

Парфенон
Великое обаяние, художественное совершенство греческой архитектуры, потрясающие нас и теперь, с наибольшей полнотой сказались в прославленном храме Афины-девы Парфеноне, построенном Иктином и Калликратом в 447—432 годах до н. э. на холме Акрополя близ Афин.

Храм в Филях

Храм в Филях
В историю русской архитектуры церковь Покрова в Филях вошла как один из лучших и типичнейших памятников конца XVII века, когда так ценили «дивное узорочье», сделавшееся непререкаемым идеалом для всего искусства этого столетия.

Памятники архитектуры Петербурга

Памятники архитектуры Петербурга
Летом 1703 года на Заячьем острове Петром Великим была заложена Петропавловская крепость. Вскоре после ее закладки началась застройка береговой части Городского острова (нынешний Петроградский остров): здесь возник порт, развернулось строительство жилищ, в частности для «работных людей»,

Казанский собор

Казанский собор
Есть много зданий и архитектурных ансамблей, без которых невозможно представить себе облик Петербурга, как невозможно и изучение отечественной архитектуры: в них воплощены ее высшие достижения в XVIII- XIX веках. К таким памятникам относится Казанский собор

Архитектура Франции

Архитектура Франции
Архитектура XVIII столетия во Франции традиционно разделяется на два периода, которым соответствуют два архитектурных стиля: в первой половине XVIII в. господствующее положение занимает рококо, во второй — неоклассицизм. Эти стили во всём противоположны друг другу, поэтому переход от рококо к неоклассицизму часто называют «бунтом».

Архитектура Италии

Архитектура Италии
Архитектор Филиппо Ювара (1678—1736) выполнял заказы в Португалии и Испании (мастер умер в Мадриде во время работы над проектом королевского дворца). Однако лучшие его постройки находятся в Турине (на северо-западе Италии).

Романская архитектура

Романская архитектура
Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений - феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви, соборы.

Конструктивизм

Конструктивизм
Значительных успехов в 20— 30-х гг. 20 в. достигла архитектура. Бурный рост городов, промышленности, развитие транспорта приходят в резкое противоречие с не соответствующей новым требованиям планировкой старых городов, с их узкими извилистыми улицами.

Empire State Building

Empire State Building
Возвели Эмпайр Стэйт в 1931 году. Высота сооружения на тот момент составляла 381 метр. Поражает то, с какой скоростью его строили – 2 подземных этажа и 102 надземных выросли посреди Манхэттена за 15 месяцев. Такие рекордные сроки...


AdSense

Новое на сайте

Рисование русского пейзажа К бумаге многие известные художники предъявляют три основных требования. Во-первых, бумага должна быть белой. Если вы хотите использовать разнообразную цветовую гамму, то с белой бумагой работать будет проще. На тонированной бумаге цвета могут измениться непредсказуемым...
Новое на сайте

Стили интерьера По сей день, прежде чем приступить к стройке или ремонту, опережающим моментом становится выбрать стили дизайна и интерьера. Ведь от того, какие Вы изберете стили интерьера дома или офиса зависит то, из чего вы его будете строить, каким материалом отделывать и как меблировать комнаты.
Новое на сайте

Зарождение дизайна интерьера При всей кажущейся простоте слова "интерьер", не так просто отдать ему однозначное определение. Пожалуй, поэтому, что каждый соображает его по-своему, вносит в это понятие намного больше, чем это предписано сухим яз
Новое на сайте

С приходом в конце девятнадцатого века модерна в искусстве произошел качественный сдвиг. Начиная