Сделать стартовой страницей Добавить в избранное Контакты Карта сайта

Подразделы

Разделы

AdSense

Советуем прочитать

Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта в 1824 году в селе Померанье, бывшей Новгородской губернии. Папой его был полковник Петр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812 года, а мамой - Фекла Александровна Р
Новое на сайте

Искусство 19-20 в Период средневековья. Именно в это время, творил свои полотна в Нидерландах Иероним Босх. Маленький городок, где он родился и прожил, не выезжая, отличался спокойным размеренным течением жизни.
Новое на сайте

Природа в архитектуре Архитектура с рождения несет идею доминирования над родным окружением. Первый дошедший до нас тип сооружения каменного века, с которого ведет отсчет времени история архитектуры, — менгир, вертикально поставленная каменная глыба.
Статистика

Архитектура

Византийская архитектура

Византийская архитектура

Византия официально именовалась Римской империей, но ее культура существенно отличалась от древнеримской. Ядром византийского государства была территория бывшей Древней Греции, государственным языком был греческий, но в культуре Византии уже трудно распознать то, что в свое время являлось характерным для Древней Греции, и это не удивительно: ведь к тому времени, когда начала свое существование Византия, прошла тысяча лет со времен высшего расцвета Древней Греции. Византийская культура представляла собой нечто новое в истории. Ее истоками были старые традиции эллинистических государств и еще более древние традиции Ближнего Востока. На их основе в средние века развилась новая культура, непохожая на другие, имевшая свое собственное лицо. Архитектура Византии отличается от древнеримской и древнегреческой, так же как и от древнего зодчества ближневосточных стран, у которого она восприняла некоторые его черты.

В отличие от западных областей бывшей Римской империи, переживавших в период раннего средневековья упадок, в Византии в V-X вв. сохранились большие и богатые города, где процветали ремесла и торговля, велось монументальное строительство и архитектура вступила в новую фазу своего развития.

Основным строительным материалом был обожженный кирпич переднеазиатского типа - квадратной плоской формы. Кладка велась на известковом растворе, в который добавляли толченую кирпичную крошку; швы делались толстыми. Иногда кладка стен велась попеременными рядами кирпича и камня. Фасады не штукатурились. Наряду с приемом смешанной кладки из кирпича и рваного камня широкое применение нашла техника кладки стен и особенно изготовления колонн из тесаного камня. Строительное искусство Византии стояло на высоком уровне.

Сооружались городские укрепления, дворцы, термы, акведуки, подземные цистерны для воды. Возводились монастырские комплексы, игравшие роль религиозных центров и одновременно крепостей. Ведущим архитектурным типом был храм. Церковь представляла совместно с императором и его государственно-бюрократическим аппаратом властвующую силу в империи. Храмы, большие и малые, строились повсеместно.

В западной части христианского мира определился тип храма, зал которого был разделен на три части двумя продольными рядами колонн. Такие здания - базилики - строились и в Византии, особенно на территории Сирии. Архитектура раннехристианских сирийских базилик оказала существенное влияние на формирование этого архитектурного типа в Европе.

Другой тип византийского храма - центрический. Он складывался на основе распространенной в Передней Азии композиции здания в виде компактного объема, перекрытого куполом. Прообразом храма этого типа является, как уже говорилось, древнее местное жилище. Но если в Иране купол опирался на стены квадратного помещения, то в Византии эта конструктивная система получила дальнейшее развитие и усложнение.

 Храмы центрического плана оказались недостаточно удобными. Со временем церковная служба чаще устраивалась подобно тому, как теперь происходит театральное представление: алтарь располагался в конце зала, как на сцене, при этом все молящиеся были обращены в одну сторону (вероятно, это произошло под влиянием языческого обычая молиться, обратясь лицом к востоку). В соответствии с этим строились и получили преобладание храмы удлиненной формы, с расположением алтарной части у восточной стены, а входа - на западной стороне здания.

Собор св. Софии в Константинополе - наиболее значительный памятник ранневизантийской архитектуры. Его главный зал имеет продолговатую форму; в западной стороне находится вход, в восточной - апсида, которая играет роль алтарной ниши. Центральная часть зала перекрыта куполом диаметром 31,4 м. Хотя этот купол по размерам меньше купола Пантеона, он свидетельствует о более высоком уровне инженерного искусства. Купол Пантеона массивен, купол Софии прорезан у основания кольцом окон. Но главное даже не в этом. Купол Пантеона опирается на массивные (толщиной 6 м!) стены, тогда как силы распора от купола Софии распределяются в системе окружающих его конструкций. С восточной и западной сторон это более низко расположенные полукупола, перекрывающие концевые части зала; с продольных же сторон распор передается на поперечные стены боковых помещений.

Центрические и продольно-центрические храмы уступили первенство крестово-купольным, которые возникли в то же время, в V-VI вв., но впоследствии стали характерными культовыми зданиями в Византии и в других странах восточного христианства. Крестово-купольные храмы сформировались с использованием применявшегося в Иране приема опирания купола на отрезки внутренних стен (рис. 90, а, б). Этот принцип объемно-пространственного построения здания, привычный для зодчих Передней Азии, послужил основой при разработке композиционной схемы зданий первых христианских церквей. Одновременно сыграло роль то обстоятельство, что в IV в. Крест был принят в качестве главной христианской эмбле­мы, и форма креста, увиденная в членениях тради­ционной планировки, была положена в основу фор­мы плана христианских культовых зданий. Неко­торые храмы имели просто крестообразный план, но это оказалось менее удобным, чем здание с планом прямоугольного очертания, в которое вписан крест. Над средокрестием сооружался купол (рис. 90, в). Храм с планом такого типа получил широкое распространение в VI-IX вв. в разных местах Византии и за ее пределами. Он, например, стал обычным в Греции (рис. 91) и Болгарии, в Закавказье.

Надо было создать тип храма с единым внут­ренним пространством. Для этого, отойдя от пред­взятой идеи плана в форме креста, взяли за основу тип здания с центральным куполом , но прорезали все внутренние стены проемами, настоль­ко широкими, что от стен остались только столбы и пилястры. Небольшие церкви имели один централь­ный купол, а более обширные и более значительные по свой роли храмы (соборы) были пятикупольными . Хотя в начертании такого плана, с четырьмя опорами вместо внутренних стен, трудно увидеть крест, за ним сохранилось название крестовокупольного.

Далее купол опирался уже не на арки, как, например, в соборе св. Софии, а на барабан, поставленный на эти арки (в котором устраивали окна для освещения интерьера). Это новшество делало конструкцию более прочной (купола без барабанов, прорезанные у основания окнами, неоднократно обру­шивались). Кроме того, образующаяся таким путем глава, увенчивающая здание и придающая ему пирамидальную, высотную композицию, способство­вала большей выразительности внешнего облика храма.

Интересно происхождение трех апсид в византийских храмах. Еще в римских базиликах в торце центрального зала против входа устраивали большую нишу; в ней устанавливали статую императора. Первые церкви в Сирии и Палестине имели, подобно римским базиликам, одну апсиду. Но вско­ре стали устраивать три апсиды, потому что язычники поклонялись трем глав­ным богам и у первых христиан в значительной мере сохранялись обычаи языческого культа.

В византийских храмах интерьеру придавалось особое значение. Зодчие стремились к тому, чтобы его облик создавал соответствующую религиозную атмосферу. Этой задаче служила прежде всего композиция внутреннего прост­ранства с центральной частью более широкой, более высокой, более светлой, чем его части, расположенные по периметру. Величию храма способствовала богатая отделка интерьера. Здесь широко применялись облицовки мрамором разных цветов. Мозаики по золотому фону, фресковые росписи покрывали сте­ны, а позже своды и столбы храма. Прием яркой многоцветной отделки в ин­терьерах византийских храмов связан с традициями народного искусства Юго-Восточной Европы (многоцветная роспись свойственна народному зодчеству Болгарии, Румынии, Венгрии).

Со временем в архитектуре Византии разрабатываются приемы композиции внешних масс здания, их детализации и декора. В данном случае сказалось влияние зодчества областей, периферийных по отношению к Константинополю,- Северной Италии, Сирии, Закавказья, - где строили не из кирпича, а из тесаного камня. Купола и своды, выкладывавшиеся из камня, вследствие более низкой прочности их конструкции по сравнению с кирпичными имели меньшие пролеты, в результате помещения получались небольшого размера. Внутреннее пространство возводившихся из тесаного камня церквей было менее обширным и впечатляющим, чем у строившихся из кирпича. Это способствовало повышенному вниманию зодчих к внешним формам здания. Кроме того, камень более выигрышен для декоративной обработки, чем кирпич, поэтому в тех местностях, где он применялся, формировалась развитая культура архитектурной пластики.

Примерно с X в., когда в архитектуре Византии не только достигает высокого развития мастерство интерьера, но и развиваются внешние формы храмов, композиция объемов становится более выразительной, чем в предшествующий период. Подчеркивается пирамидальность масс здания. Барабаны глав и выступы апсид получают обработку гранями, украшаются декоративным мотивом в виде полуколонок с арочками. Разрабатывается характерная форма византийского окна: два спаренных арочных проема, объединенных общей аркой. В системе декоративного оформления фасадов используется чередование горизонтальных полос красного кирпича и желтого камня; орнаментальные ленты зубчиков или впадин украшают поверхность стены.

В период раннего средневековья Византия была могущественным государством. Однако, раздираемая внутренними противоречиями и теснимая внешними врагами, она постепенно ослабевала. Завоевание арабами Сирии, Палестины и Египта (провинций Византийской империи) привело к превращению их в арабские страны. А завоевание турками Малой Азии и Балканского полуострова положило конец существованию византийского государства и византийской культуры. Элементы культурного наследия Византии были в той или иной мере унаследованы странами восточнохристианского мира - прежде всего Россией, Болгарией, Грецией, а также Югославией, Арменией, Грузией.

Читайте далее:

Московский Дворец Молодежи

Московский Дворец Молодежи
МДМ всегда был и есть особым символом для молодежи. Целое поколение выросло в его стенах. И хотя времена изменились - Московский дворец Молодежи, по-прежнему, остается молодежной площадкой номер один. Московский дворец молодежи - один из крупнейших развлекательных...

Архитектура Древней Греции

Архитектура Древней Греции
Древняя Греция - колыбель европейской культуры и искусств. При взгляде на художественные шедевры той далекой эпохи сквозь века мы слышим торжественно-гимническую музыку красоты и величия человека созидателя ,уподобившего себя олимпийским богам.

Архитектура Древнего Египта

Архитектура Древнего Египта
Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам. Сравнительно цельное представление о слагавшемся здесь обществе памятники дают начиная с 5 тысячелетия до н. э. Древнейшими жилищами человека в долине Нила были ямы и пещеры...

Архитектура Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима
Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы — от Британских островов до Египта. Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего...

Природа в архитектуре

Природа в архитектуре
Архитектура с рождения несет идею доминирования над родным окружением. Первый дошедший до нас тип сооружения каменного века, с которого ведет отсчет времени история архитектуры, — менгир, вертикально поставленная каменная глыба.

Египетский храм

Египетский храм
Как понять архитектуру египетского храма, построенного несколько тысячелетий тому назад? Как разобраться во всех его частях, во всех его деталях? Конечно, если мы будем со вниманием вглядываться в каждый камень, будем искать объяснения всего увиденного и наблюденного, то в конце концов многое поймем, многое станет нам ясным.

Дворец Съездов

Дворец Съездов
В Московском Кремле между его соборами и Троицкой башней высится новое здание — это Дворец Съездов, построенный в 1960—1961 годах группой архитекторов во главе с М. В. Посохиным (А. А. Мдоянц, Е. Н. Стамо, П. П. Штеллер, Н. М. Щепетильников).

Готический собор

Готический собор
Древние легенды и предания не раз обращались к теме счастливого обетованного края, где человек, освободившийся от земных несчастий, тягот и болезней, мог вести вечную блаженную жизнь. Средневековое христианство уделяло большое внимание учению о рае.

Древние сооружения Японии

Древние сооружения Японии
В Японии издревле существует обычай, по ко­торому обветшавший деревянный храм в определен­ные сроки воссоздается в качестве точной копии старой постройки. Благодаря этому мы можем иметь достоверное представление об архитектуре древних сооружений.

Архитектура древней Руси

Архитектура древней Руси
В 1017-1037 гг., при Ярославе Мудром, в Киеве был построен Софий­ский собор. Этому сооружению уже не было прямых аналогий в Византии, хотя ядро здания сформировано по крестово-купольной схеме. В композиции собора доминирует главный купол; он окружен четырьмя меньшими, за кото­рыми расположены боковые, более низкие купола.

Пашков дом

Пашков дом
Самым красивым зданием Москвы до сих пор считается Пашков дом, где ныне помещается Государственная библиотека имени В. И. Ленина. Какие же свойства, какие архитектурные приемы определили эту высокую оценку? Дом выстроен в 1784—1786 годах на Моховой улице (ныне проспект Маркса) известным русским архитектором В. И. Баженовым для отставного поручика П. Пашкова.

Парфенон

Парфенон
Великое обаяние, художественное совершенство греческой архитектуры, потрясающие нас и теперь, с наибольшей полнотой сказались в прославленном храме Афины-девы Парфеноне, построенном Иктином и Калликратом в 447—432 годах до н. э. на холме Акрополя близ Афин.

Храм в Филях

Храм в Филях
В историю русской архитектуры церковь Покрова в Филях вошла как один из лучших и типичнейших памятников конца XVII века, когда так ценили «дивное узорочье», сделавшееся непререкаемым идеалом для всего искусства этого столетия.

Памятники архитектуры Петербурга

Памятники архитектуры Петербурга
Летом 1703 года на Заячьем острове Петром Великим была заложена Петропавловская крепость. Вскоре после ее закладки началась застройка береговой части Городского острова (нынешний Петроградский остров): здесь возник порт, развернулось строительство жилищ, в частности для «работных людей»,

Казанский собор

Казанский собор
Есть много зданий и архитектурных ансамблей, без которых невозможно представить себе облик Петербурга, как невозможно и изучение отечественной архитектуры: в них воплощены ее высшие достижения в XVIII- XIX веках. К таким памятникам относится Казанский собор

Архитектура Франции

Архитектура Франции
Архитектура XVIII столетия во Франции традиционно разделяется на два периода, которым соответствуют два архитектурных стиля: в первой половине XVIII в. господствующее положение занимает рококо, во второй — неоклассицизм. Эти стили во всём противоположны друг другу, поэтому переход от рококо к неоклассицизму часто называют «бунтом».

Архитектура Италии

Архитектура Италии
Архитектор Филиппо Ювара (1678—1736) выполнял заказы в Португалии и Испании (мастер умер в Мадриде во время работы над проектом королевского дворца). Однако лучшие его постройки находятся в Турине (на северо-западе Италии).

Романская архитектура

Романская архитектура
Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений - феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви, соборы.

Конструктивизм

Конструктивизм
Значительных успехов в 20— 30-х гг. 20 в. достигла архитектура. Бурный рост городов, промышленности, развитие транспорта приходят в резкое противоречие с не соответствующей новым требованиям планировкой старых городов, с их узкими извилистыми улицами.

Empire State Building

Empire State Building
Возвели Эмпайр Стэйт в 1931 году. Высота сооружения на тот момент составляла 381 метр. Поражает то, с какой скоростью его строили – 2 подземных этажа и 102 надземных выросли посреди Манхэттена за 15 месяцев. Такие рекордные сроки...


AdSense

Новое на сайте

Феофан Грек Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище Грека. Наиболее вероятной датой рождения художника считаются 30-е годы XIV столетия. На Русь он приезжает в возрасте 35-40 лет.
Новое на сайте

Японский стиль интерьера Огромное влияние на формирование сперва японских эстетических вкусов, а потом и западных, оказал буддизм, особенно, секта дзен. Он охватил практически все аспекты культурной жизни Японии – от поэзии и живописи, до архитектуры, садов и интерьеров.
Новое на сайте

Древнеримское искусство Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют в виду, когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного общества.
Новое на сайте

Резьба и скульптура 12-15 вв. Орнаментальная резьба по дереву являлась традиционным видом искусства в Др. Руси, однако область ее распространения, очевидно, не была столь широкой, как в XVIII–XX вв.: резьбой украшали лишь отдельные детали интерьеров храмов и богатых палат.