Сделать стартовой страницей Добавить в избранное Контакты Карта сайта

Подразделы

Разделы

AdSense

Советуем прочитать

Притча о блудном сыне Иван Балдин Библия уже много столетий является неисчерпаемым источником вдохновения для художников, поэтов, писателей. Не претендуя на новаторство, посмотрим, как три великих художника преломили в кристалле своего творчества одну и ту же притчу.
Новое на сайте

Рисуем гелевой ручкой и акварелью Первый этап выполнения пейзажа в технике рисования ручкой с последующей подкраской акварелью - подготовительный рисунок ручкой. Для работы понадобятся гелевые ручки черного цвета. Лучше одинаковые (в процессе рассказа станет ясно, почему). На описываемый здесь лист формата...
Новое на сайте

Афродита Венера Милосская - была найдена в 1820 г. на Милосе, одном из Кикладских островов Эгейского моря, от которого получила свое название. Руки ее были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти ее в свою страну, и турками, которые имели то же намерение.
Статистика

Скульптура

Анна Голубкина: скульптор с русской душой

Анна Голубкина: скульптор с русской душой

Анна Семеновна Голубкина – выдающийся русский скульптор и один из ведущих мастеров русской художественной культуры Серебряного века. Можно смело сказать, что ХХ век русского ваяния начинается именно с неё. Но Анна Голубкина была первой не только в сфере обновления средств выразительности отечественной пластики рубежа XIX – ХХ веков. С её именем связано очень многое, что можно охарактеризовать как не имевшее аналогов в русской, а порою – и европейской художественной жизни в целом.

Она была первая – в отношении Анны Голубкиной эти слова можно повторять множество раз. Она была первая русская женщина скульптор, перед которой уже при жизни с глубоким почтением расступаются прославленные мужские имена. Она была первым русским скульптором, получившим награду Парижского салона, то есть официальное признание своего таланта этим законодателем художественных вкусов Европы.

Она была первым русским скульптором, в руках которого глина заговорила неповторимым подлинно художественным языком. Она была первым русским скульптором, явившим отечественному зрителю пластическую природу дерева. Она была первым русским скульптором, открывшим персональную выставку в залах нового Музея изящных искусств им. Александра III и представившим на неё свыше ста пятидесяти работ.

Она была первым русским художником и первой женщиной скульптором в мире, в чьей мастерской уже в 1932 году был создан мемориальный музей. Эти факты несомненно позволяют поставить А.С. Голубкину на одно из первых мест в истории отечественной скульптуры, однако специфика её положения в ряду выдающихся мастеров рассматриваемой эпохи этим отнюдь не исчерпывается. Недаром ещё прижизненная критика отмечала, что творчество мастера приобрело портретное сходство с эпохой.

Причины, давшие основание для столь высокой оценки искусства А.С. Голубкиной, конечно, заключаются не только в количественных и качественных характеристиках её наследия. Для того, чтобы быть признанной «центральным узлом современной русской скульптуры» (Абрам Эфрос), особенно в период её расцвета, нужно было гораздо большее. Искусство Голубкиной смогло настолько полно и глубоко воплотить в себе основные проблемы развития современной русской скульптуры, было столь чутким к малейшим изменениям в художественной жизни современности, что по произведениям мастера и сейчас можно определять основные этапы развития этого вида искусства.

Однако путь к этому высочайшему уровню разрешения творческих задач был нелёгок, а понимание зрителя обреталось с большим трудом. Корни того исключительного своеобразия образного языка мастера и его пластической манеры могут быть прослежены только путем деликатного и последовательного определения истоков её мировоззрения, основ специфического миропонимания, неразрывно связанных с анализом биографии мастера.

Анна Голубкина происходила из семьи огородников, живших в середине XIX века в городе Зарайске, тогда Рязанской губернии (ныне Московской области). Мы не знаем, откуда прибыл сюда глава семьи Поликарп Сидорович Голубкин – дед будущего скульптора, но обосновался он в городе прочно. Помимо интенсивного и высокорентабельного овощеводства семья в лице его сына – Семёна Поликарповича Голубкина и невестки Екатерины Яковлевны, а также их семерых детей – также содержала постоялый двор и числилась среди наиболее уважаемых зарайских граждан. Анна Семёновна Голубкина не помнила своего отца – Семен Голубкин ушел из жизни в 1866 году, когда девочке было всего два года. Последний ребенок в семье – младший брат Анны Семёновны, носивший имя отца, родился уже после его смерти.

Излишне говорить, что семье при таких условиях жилось очень нелегко, и естественной особенностью уклада жизни Голубкиных было раннее приобщение детей к разнообразному труду. Однако это был лишь один из факторов, предопределивших своеобразие будущей судьбы художницы. Из скупых, по вполне понятным причинам, упоминаний родственников А.С. Голубкиной мы знаем, что её дед – Поликарп Сидорович Голубкин – был старовером-начётчиком, то есть главой, духовным наставником общины беспоповского толка. Вполне вероятно, что он принадлежал к филипповскому толку, возможно, пастухову, или адамaнтову согласию, имевшему общины в Москве, Угличе и Кимрах и включавшему, в противоположность многим другим ответвлениям старообрядчества, большой процент крестьян.

Несомненно, однако, что в семье Голубкиных верили не по-крестьянски, не на уровне усвоения внешней обрядовости и исполнения минимального набора ритуалов. Более того, даже в бытовых деталях можно найти не столь явные, но при желании вполне «читаемые» признаки бытования староверческой традиции. Достаточно интересные ассоциации вызывает сам факт содержания постоялого двора зарайскими огородниками, поскольку этот род занятий являлся одним из характернейших для старообрядческой среды.

Следует иметь в виду, что именно в рамках филипповского согласия существовало одно из самых оппозиционных ответвлений староверчества – бегунский толк, который предполагал помимо истинных бегунов – «странников» – еще и существование категории своеобразных староверческих оглашенных – «странноприимцев». В обязанности последних входило принимать и при необходимости скрывать первых, позволяя им в странствиях осуществлять своеобразную связь между членами этой разрозненной общины, не признававшей ни какой бы то ни было иерархии, ни большинства христианских обрядов.

Крестили странноприимцев в староверчество только в случае возникновения смертельной угрозы. Данные ассоциации не покажутся натяжкой, если обратиться к воспоминаниям современников. Так, например, Л.А. Губина пишет: «Когда я приехала в первый раз в Зарайск, у неё (А.С. Голубкиной. – О.К.) уже стояли оконченные два типа деревенских женщин – изумительная голова “Странница” и “ Марья ”. У самой Голубкиной была мысль идти странствовать. Мы с ней сговаривались идти вместе, когда настанет старость и не будет силы работать».

Читайте далее:

Храмовая скульптура Индии

Храмовая скульптура Индии
Храмовая скульптура является выcoкоорганизованной и сложной формой искусства, coздаваемой в различных его видах и различными споcoбами с двойной целью - запечатлеть в камне краcoту и историческое повествование. В храмах находятся и отдельно стоящие статуи, или фигуры...

Скульптура 18 века

Скульптура 18 века
Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцвет отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно, С трудом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции в отношении к языческому «болвану». Она не дала ни одного большого русского...

Древняя китайская скульптура

Древняя китайская скульптура
Зарождение китайской культуры уходит своими корнями в седую древность. Дошедшие до нас бронзовые бытовые и ритуальные сосуды свидетельствуют о том, что уже во 2-тысячелетии в Китае сложился свой стиль скульптурного искусства. Они отличаются разнообразием форм...

Скульптура из бронзы

Скульптура из бронзы
Бронза пригодна и для крупной, и для мелкой пластики. Это очень прочный материал, который легко поддается ковке, чеканке, а в жидком виде - литью. Бронза - материал смешанный, он представляет собой смесь олова и меди (иногда примешивают цинк или свинец). Чем выше в смеси процент...

Японская скульптура

Японская скульптура
Скульптура - самый древний вид японского изобразительного искусства. Зародившаяся еще в эпоху неолита, она прошла слож­ный и многоступенчатый путь развития, заняв почетное место в художественной жизни средневековой Японии.

Скульптура древней Греции

Скульптура древней Греции
Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: "Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру

Виды скульптур

Виды скульптур
Станковая скульптура — род скульптуры, имеющий самостоятельное значение. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр).

Наружная скульптура

Наружная скульптура
Декоративная скульптура создавалась не только для украшения храма, она подчеркивала в Исаакиевском соборе единение Православной Церкви и российской монархии, почитание русских царей как святых.

История русской скульптуры

История русской скульптуры
Византийское ваяние в России стало известно по византийским художникам, занимавшимся построением и украшением Десятинной церкви в Киеве, Софийского собора в Новгороде, церквей во Владимире на Клязьме и др. Вероятно они имели много последователей между русскими; но по истории нам известны только имена Козьмы и Парами.

Резьба и скульптура 12-15 вв.

Резьба и скульптура 12-15 вв.
Орнаментальная резьба по дереву являлась традиционным видом искусства в Др. Руси, однако область ее распространения, очевидно, не была столь широкой, как в XVIII–XX вв.: резьбой украшали лишь отдельные детали интерьеров храмов и богатых палат.

Садово-парковая скульптура

Садово-парковая скульптура
Основа садово-парковой скульптуры из металла была заложена еще в 1235 г., когда в одном из буддийских храмов Монгольского государства в городе Кара-Коруме был создан 9-метровый фонтан-дерево из чистого серебра.

Скульптура Родина-мать зовет

Скульптура Родина-мать зовет
Фигура женщины-матери, поднимающей своих сыновей в последнюю для многих из них атаку, лишена какой бы то ни было идеализации: ее лицо черно от гнева и ненависти к врагу, обнаженные сильные руки вознесены к самому небу, правая до судороги сильно сжимает рукоять меча, левая повелевает идти за собой.

Лесная скульптура

Лесная скульптура
Лесной скульптурой называется обработанные находки из отжившего или обреченного на гибель лесного материала с использованием его природной пластики, текстуры и фактуры. Идею образа подсказывает сама находка. В чем же особенности лесной скульптуры?

Мраморная скульптура

Мраморная скульптура
Летний сад - богатейший музей садово парковой скульптуры. В наши он многих привлекает своей старинной мраморной пластикой. Статуи и бюсты, Украшающие аллеи и площадки,появились здесь в первой четверти XVIII века. В России до начала XVIII века светской пластики почти не было.

Скульптура Гатчинского дворца

Скульптура Гатчинского дворца
В комнатах за Греческой галереей экспонировался до войны скульптурный барельефный портрет, выполненный супругой Павла I, Марией Федоровной. Императрица была творческой натурой. Она замечательно рисовала, писала портреты, занималась резьбой по камню, чеканкой и пр.

Афродита

Афродита
Венера Милосская - была найдена в 1820 г. на Милосе, одном из Кикладских островов Эгейского моря, от которого получила свое название. Руки ее были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти ее в свою страну, и турками, которые имели то же намерение.

Русская скульптура

Русская скульптура
В допетровское время искусство в этой стране имело своим призванием служить исключительно религиозным целям, а так как Православная Церковь гнушается изваяниями человеческих фигур, то скульптура, в настоящем смысле слова, не могла в древней Руси не только развиваться, но и существовать.

Характер европейской скульптуры

Характер европейской скульптуры
Христианская религия как основная форма миросозерцания во многом определила характер европейской скульптуры. средних веков. Как необходимое звено С. входит в архитектурную ткань романских соборов, подчиняясь суровой торжественности их тектонического строя

Костромские деревянные скульптуры

Костромские деревянные скульптуры
Важным элементом убранства интерьеров костромских храмов были резные иконостасы. Очевидно, с середины XVII века костромские мастера-древоделы, известные ранее как умелые строители зданий хором и церквей, стали заниматься и резьбой по дереву.

Скульптуры Клодта

Скульптуры Клодта
Скульптуры Клодта — один из символов Петербурга. Их судьба неразрывно связана с городом. Деревянный мост через Фонтанку был впервые построен в 1715 году под руководством полковника М. О. Аничкова, имя которого навсегда закрепилось за неоднократно перестраивавшимся сооружением.


AdSense

Новое на сайте

Начало французского импрессионизма восходит к концу 19 века. Это время деятельности «Салона
Новое на сайте

Памятники станковой живописи Если после произведений монументального искусства обращаешься к памятникам станковой живописи, приходится сразу констатировать художественную незначительность большинства дошедших до нас икон VI–VII веков.
Новое на сайте

Наверняка, всем известна хрестоматийная картина Виктора Васнецова («Богатыри»), котор
Новое на сайте

ХХ столетие ознаменовалось новейшими открытиями и кардинальными переменами в области культуры. Не