Сделать стартовой страницей Добавить в избранное Контакты Карта сайта

Подразделы

Разделы

AdSense

Советуем прочитать

Иван Иванович Шишкин Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Стремясь привить и сыну интерес к истории, он привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К. И. Невоструеву.
Новое на сайте

Петропавловская крепость В центре Санкт- Петербурга , на небольшом острове Невы , поднимаются каменные стены Петропавловской крепости – первой постройке города . Крепость была заложена 16 ( 27) мая 1703 года и стала тем историческим центром , вокруг которого сложился и вырос...
Новое на сайте

Живопись – это искусство, в котором объем и пространство существуют только в иллюзии. Этот
Статистика

Скульптура

Скульптуры Клодта

Скульптуры Клодта

Скульптуры Клодта — один из символов Петербурга. Их судьба неразрывно связана с городом. Деревянный мост через Фонтанку был впервые построен в 1715 году под руководством полковника М. О. Аничкова, имя которого навсегда закрепилось за неоднократно перестраивавшимся сооружением. Когда в 1839—1841 годах появился ныне существующий мост, его решили украсить скульптурами, созданными Петром Карловичем Клодтом. Этот выдающийся мастер анималистической скульптуры еще в 1833 году представил на выставке в Академии художеств гипсовые модели двух групп, получивших широкое одобрение.

 Одна изображала юношу в стремительном движении навстречу вздыбившемуся коню, другая запечатлела водничего, гордо шагающего рядом с укрощенным животным, держа его под уздцы. То, что скульптурных групп всего две, связано с первоначальным намерением Клодта — украсить ими пристань на Неве, однако этот замысел не был осуществлен. Отлитые в бронзе самим скульптором композиции в ноябре 1841 года заняли место на западных устоях Аничкова моста (ближе к Адмиралтейству), а на восточных устоях появились их гипсовые копии. Популярность скульптур оказалась столь велика, что их отливки в бронзе вскоре украсили петергофский дворец Бельведер, Орловский парк в Стрельне, подмосковную усадьбу Кузьминки.

 Бронзовые скульптуры, предназначенные для восточной стороны Аничкова моста, не успели занять постаментов, как были отправлены в Берлин в качестве подарка императора Николая I своему родственнику, прусскому королю. Еще одна пара бронзовых коней, установленная в 1843 году, была через три года снята с постаментов и отправлена в Неаполь, где украшает сад перед королевским дворцом. За это время Клодт решил развить свой замысел, создав для другой стороны моста совершенно новые скульптурные группы. Они отлиты в бронзе и заняли свои места лишь в 1850 году.

С тех пор кони Клодта не покидали постаментов до осени 1941 года. С целью спасения уникальных изваяний от возможных разрушений при бомбежках и артобстрелах осажденного Ленинграда некоторые памятники в городе защищали специальными ограждениями. Группы с Аничкова моста решили укрыть в земле. Для этого их спустили, осторожно подталкивая, с постаментов на специальные деревянные салазки и отправили в соседний Аничковский сад. В связи с быстрым наступлением осенних холодов в замерзшем грунте удалось вырыть лишь один котлован, где была укрыта первая группа, а остальные три смогли зарыть в землю только весной следующего года. Весна 1945 года в Ленинграде ознаменовалась возвращением коней Клодта на мост.

 Сохраняющиеся до нашего времени на гранитных постаментах следы выбоин, оставшихся от артиллерийских снарядов, напоминают, от какой угрозы были спасены скульптуры в годы войны. Лишь через пятьдесят пять лет вновь возникла необходимость снятия с постаментов бронзовых коней. Их состояние давно тревожило специалистов Государственного музея городской скульптуры. На бронзовой поверхности накопились значительные загрязнения, пятна, трещины. Отчетливо выявилась деформация оснований. Одна из скульптур заметно наклонялась в сторону воды. Было очевидно, что необходимо полное обследование с последующей реставрацией и консервацией. Реставрационные работы проводились в 1975 году, но тогда статуи не покидали постаментов. Ныне пришли к выводу, что комплексные работы лучше выполнять в условиях реставрационной мастерской. Разумеется, сложные исследовательские и реставрационные работы требуют значительных затрат, что задерживало их начало. К осуществлению реставрации удалось приступить благодаря финансовой поддержке “БАЛТОНЭКСИМБАНКА”. При содействии этого банка в 1999 году была завершена реставрация Ростральных колонн, скульптура которых буквально вернулась из небытия, и вот теперь настал черед изваяний с Аничкова моста. В ходе предварительного обследования взяты необходимые пробы с поверхности бронзовых статуй.

Известно, что со временем на бронзе образуется патина — тончайшая пленка окисла, защищающая поверхность от загрязнений и разрушений. Оказалось, что бронза густо покрыта смесью соли и песка: именно этим составом посыпают питерские мостовые зимой от наледи, и поток машин, беспрерывно следующих по Невскому, разбрызгивая слякоть, многие годы “бомбардировал” статуи. В сочетании с выхлопными газами, превращающимися под влиянием влаги в кислоты, соль и песок “вычистили” патину, обнажив беззащитную от внешних воздействий поверхность бронзы. Обследовав статуи, реставраторы констатировали, что они на 90 процентов поражены “бронзовой болезнью”, то есть патина полностью утратила защитные свойства, и процессы коррозии, глубинного разрушения металла идут с нарастающей скоростью. Было проведено также обследование полых внутри скульптур с помощью миниатюрной видеокамеры-зонда. Оказалось, что влаги там, к счастью, нет, но сохранились остатки формовочной массы от обжига литейной формы.

 Интересным открытием стало то, что внутри скульптур нет никакого каркаса и дополнительных опор. Ультразвуковым обследованием установлено, что толщина бронзы колеблется от 2,5 до 6 сантиметров. Трещины и царапины, имеющиеся на поверхности, неглубоки, сквозных отверстий нет, что способствовало сохранности скульптур. Все полученные данные легли в основу разработки новой, специальной методики реставрации. Во всем мире идет поиск новых материалов и технологий, способных обеспечить надежную защиту скульптур из цветных сплавов, но весь арсенал материалов требует, в свою очередь, дополнительных мер защиты. Например, специальные защитные вещества - ингибиторы разрушаются под действием ультрафиолета, смываются водой с гладких поверхностей, и, таким образом, срок их службы ограничен. Ставшее традиционным нанесение искусственной патины на поверхность бронзы дает положительные результаты также на непродолжи тельное время. Кроме того, применение этих методик требует дополнительной тщательной расчистки поверхности, что в сочетании с воздействием химических средств ведет к утрате авторского слоя. Разработкой принципиально новой методики занялся реставратор 1-й категории В. Г. Сорин, работающий в реставрационной фирме “Интарсия”. Эта фирма взяла на себя проведение всего комплекса сложных организационных и технологических работ, выиграв соответствующий тендер.

 Смысл методики: спасти скульптуры от “бронзовой болезни”, сохранив авторскую проработку; создать условия для надежного закрепления ингибиторов, постепенного наращивания естественной патины; решить проблему неповторимого колорита старой бронзы, выявив ее богатую цветовую палитру. В осуществлении работ задействованы специалисты многих учреждений города, занятых в военно-промышленном комплексе, широко используются новейшие приборы и агрегаты. Результат реставрации первых двух скульптурных групп, законченной 14 декабря 2000 года, внушает надежды. Петербуржцы с нетерпением ждут наступления теплых майских дней, когда любимые кони Клодта дружной четверкой вернутся на Аничков мост.

Читайте далее:

Храмовая скульптура Индии

Храмовая скульптура Индии
Храмовая скульптура является выcoкоорганизованной и сложной формой искусства, coздаваемой в различных его видах и различными споcoбами с двойной целью - запечатлеть в камне краcoту и историческое повествование. В храмах находятся и отдельно стоящие статуи, или фигуры...

Скульптура 18 века

Скульптура 18 века
Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцвет отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно, С трудом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции в отношении к языческому «болвану». Она не дала ни одного большого русского...

Древняя китайская скульптура

Древняя китайская скульптура
Зарождение китайской культуры уходит своими корнями в седую древность. Дошедшие до нас бронзовые бытовые и ритуальные сосуды свидетельствуют о том, что уже во 2-тысячелетии в Китае сложился свой стиль скульптурного искусства. Они отличаются разнообразием форм...

Скульптура из бронзы

Скульптура из бронзы
Бронза пригодна и для крупной, и для мелкой пластики. Это очень прочный материал, который легко поддается ковке, чеканке, а в жидком виде - литью. Бронза - материал смешанный, он представляет собой смесь олова и меди (иногда примешивают цинк или свинец). Чем выше в смеси процент...

Японская скульптура

Японская скульптура
Скульптура - самый древний вид японского изобразительного искусства. Зародившаяся еще в эпоху неолита, она прошла слож­ный и многоступенчатый путь развития, заняв почетное место в художественной жизни средневековой Японии.

Скульптура древней Греции

Скульптура древней Греции
Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: "Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру

Виды скульптур

Виды скульптур
Станковая скульптура — род скульптуры, имеющий самостоятельное значение. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр).

Наружная скульптура

Наружная скульптура
Декоративная скульптура создавалась не только для украшения храма, она подчеркивала в Исаакиевском соборе единение Православной Церкви и российской монархии, почитание русских царей как святых.

История русской скульптуры

История русской скульптуры
Византийское ваяние в России стало известно по византийским художникам, занимавшимся построением и украшением Десятинной церкви в Киеве, Софийского собора в Новгороде, церквей во Владимире на Клязьме и др. Вероятно они имели много последователей между русскими; но по истории нам известны только имена Козьмы и Парами.

Резьба и скульптура 12-15 вв.

Резьба и скульптура 12-15 вв.
Орнаментальная резьба по дереву являлась традиционным видом искусства в Др. Руси, однако область ее распространения, очевидно, не была столь широкой, как в XVIII–XX вв.: резьбой украшали лишь отдельные детали интерьеров храмов и богатых палат.

Садово-парковая скульптура

Садово-парковая скульптура
Основа садово-парковой скульптуры из металла была заложена еще в 1235 г., когда в одном из буддийских храмов Монгольского государства в городе Кара-Коруме был создан 9-метровый фонтан-дерево из чистого серебра.

Скульптура Родина-мать зовет

Скульптура Родина-мать зовет
Фигура женщины-матери, поднимающей своих сыновей в последнюю для многих из них атаку, лишена какой бы то ни было идеализации: ее лицо черно от гнева и ненависти к врагу, обнаженные сильные руки вознесены к самому небу, правая до судороги сильно сжимает рукоять меча, левая повелевает идти за собой.

Лесная скульптура

Лесная скульптура
Лесной скульптурой называется обработанные находки из отжившего или обреченного на гибель лесного материала с использованием его природной пластики, текстуры и фактуры. Идею образа подсказывает сама находка. В чем же особенности лесной скульптуры?

Мраморная скульптура

Мраморная скульптура
Летний сад - богатейший музей садово парковой скульптуры. В наши он многих привлекает своей старинной мраморной пластикой. Статуи и бюсты, Украшающие аллеи и площадки,появились здесь в первой четверти XVIII века. В России до начала XVIII века светской пластики почти не было.

Скульптура Гатчинского дворца

Скульптура Гатчинского дворца
В комнатах за Греческой галереей экспонировался до войны скульптурный барельефный портрет, выполненный супругой Павла I, Марией Федоровной. Императрица была творческой натурой. Она замечательно рисовала, писала портреты, занималась резьбой по камню, чеканкой и пр.

Афродита

Афродита
Венера Милосская - была найдена в 1820 г. на Милосе, одном из Кикладских островов Эгейского моря, от которого получила свое название. Руки ее были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти ее в свою страну, и турками, которые имели то же намерение.

Русская скульптура

Русская скульптура
В допетровское время искусство в этой стране имело своим призванием служить исключительно религиозным целям, а так как Православная Церковь гнушается изваяниями человеческих фигур, то скульптура, в настоящем смысле слова, не могла в древней Руси не только развиваться, но и существовать.

Характер европейской скульптуры

Характер европейской скульптуры
Христианская религия как основная форма миросозерцания во многом определила характер европейской скульптуры. средних веков. Как необходимое звено С. входит в архитектурную ткань романских соборов, подчиняясь суровой торжественности их тектонического строя

Костромские деревянные скульптуры

Костромские деревянные скульптуры
Важным элементом убранства интерьеров костромских храмов были резные иконостасы. Очевидно, с середины XVII века костромские мастера-древоделы, известные ранее как умелые строители зданий хором и церквей, стали заниматься и резьбой по дереву.

Анна Голубкина: скульптор с русской душой

Анна Голубкина: скульптор с русской душой
Анна Семеновна Голубкина – выдающийся русский скульптор и один из ведущих мастеров русской художественной культуры Серебряного века. Можно смело сказать, что ХХ век русского ваяния начинается именно с неё. Но Анна Голубкина была первой...


AdSense

Новое на сайте

Резьба и скульптура 12-15 вв. Орнаментальная резьба по дереву являлась традиционным видом искусства в Др. Руси, однако область ее распространения, очевидно, не была столь широкой, как в XVIII–XX вв.: резьбой украшали лишь отдельные детали интерьеров храмов и богатых палат.
Новое на сайте

Ода гуаши В прошлом гуашь рассматривалась как материал чисто оформительский, приспособленный лишь для утилитарных нужд и единовременного пользования. Краски красивые, яркие, но не долговечные, бытовало мнение.
Новое на сайте

Стиль Барокко Стиль Барокко имеет значительный возраст. Начало этого стиля относится к шестнадцатому веку. Европейские мастера в это время стали осваивать новый стиль убранства апартаментов. В это время в европейские языки попало слово из жаргона португальских ювелиров: «барокк» обозначало жемчужину неправильной формы.
Новое на сайте

Empire State Building Возвели Эмпайр Стэйт в 1931 году. Высота сооружения на тот момент составляла 381 метр. Поражает то, с какой скоростью его строили – 2 подземных этажа и 102 надземных выросли посреди Манхэттена за 15 месяцев. Такие рекордные сроки...