Сделать стартовой страницей Добавить в избранное Контакты Карта сайта

Подразделы

Разделы

AdSense

Советуем прочитать

Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта в 1824 году в селе Померанье, бывшей Новгородской губернии. Папой его был полковник Петр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812 года, а мамой - Фекла Александровна Р
Новое на сайте

Стиль ампир В этом стиле все призвано показать роскошь: богатые тяжелые драпировки, украшения из металла, на стенах — старинные гравюры, чеканки или картины в красивых рамах. Дизайн в стиле ампир отличается тяжеловесностью, четкостью форм и замысловатостью отделки.
Новое на сайте

Готический стиль архитектуры Утерянные секреты древнего зодчества открывались средневековыми строителями заново, но уже в другом «прочтении». Например, вместо деревянных стропил, на которые накладывались крыши ранних романских построек, опять появились каменные своды.
Статистика

Скульптура

Резьба и скульптура 12-15 вв.

Резьба и скульптура 12-15 вв.

Орнаментальная резьба по дереву являлась традиционным видом искусства в Др. Руси, однако область ее распространения, очевидно, не была столь широкой, как в XVIII–XX вв.: резьбой украшали лишь отдельные детали интерьеров храмов и богатых палат. Скульптура в дохристианские времена была представлена языческими идолами. Следует подчеркнуть, что, судя по сохранившимся славянским каменным изваяниям (идолы из Новгорода, Гольцгерлингера, збручский идол), а также по деревянным чуркам-личинам X–XIII вв. из новгородских раскопок, этих идолов нельзя считать полноценной круглой скульптурой: их антропоморфность весьма условна и достигается преимущественно приемами плоской резьбы.

Византийское церковное искусство не отвергало как рельефные изображения святых, так и круглую скульптуру. Отцы VII Вселенского Собора для доказательства существования икон в апостольские времена приводили свидетельство Евсевия Памфила о медной статуе Христа, воздвигнутой кровоточивой женой в Панеаде в благодарность за исцеление; статую при этом они называли иконой (образом). Сообщив, что трава, выросшая у ног статуи, исцеляла от всех болезней, святые отцы поясняли: «Это мы говорим не потому, чтобы мы сами хотели ставить медные статуи, но только для того, чтобы показать, что Господь не отвергал и того, что было сделано по языческому обычаю… У нас же этот обычай принял гораздо более приличную форму».

 Т. о., живописная икона считалась «более приличной», чем статуя, но допускалось, пусть в исключительных случаях, и бытование церковной скульптуры: «…всегда должна быть принимаема во внимание цель, какою руководствовались делатели… и скульптурное, и кованое воспрещено законом , а между тем осеняющие кивот херувимы… были сделаны этим способом». Прп. Иоанн Дамаскин также разъяснял, что «вырезанные на металле или камне предметы» отвергаются и запрещаются не как таковые, но если они являются изображениями демонов,— подобно тому как отвергаются жертвы эллинов бесам, но принимаются жертвы иудеев Богу (см.: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры.

Однако пластика не могла не вызывать воспоминаний об античном язычестве, что резко ограничило сферу ее бытования. Несомненно, греческие резчики посещали Киев, но их деятельность осталась единичным эпизодом княжеской культуры домонгольской Руси (шиферные рельефы с Гераклом и Дионисом? из Киево-Печерского мон-ря; две плиты со святыми всадниками-воинами из Михайловского Златоверхого мон-ря, ГТГ и Софийский собор в Киеве и др.). Каменная резьба владимиро-суздальских храмов XII–XIII вв., судя по ее характеру и набору мотивов, имела западноевропейские истоки и также оказалась на русской почве локальным явлением, ограниченным как хронологически, так и территориально.

Интерес к скульптуре оживился в XIV–XV вв., когда контакты с Византией и Балканами вновь стали важнейшим фактором развития отечественной культуры. В 1359 г. жители Людогощенской улицы в Новгороде соорудили памятный деревянный крест (размером 230187 см), сплошь покрытый орнаментальной резьбой. В круглых клеймах, обрамленных резными надписями, размещены рельефные изображения Распятия Христова, Спасителя, святых (скорее всего, тезоименитых заказчикам) и ангелов. Резьба имеет плоскостный, упрощенный характер, фигуры приземисты, большеголовы, черты лиц обозначены схематично, что свойственно «фольклорному» варианту новгородского искусства. При этом характерные сердцевидные мотивы орнамента и сложная форма креста с четырьмя круглыми отверстиями и растительными завитками находят аналогии в балканской резьбе. Возможно, в данном случае местный мастер (в криптограмме на древке креста его подпись прочитана Б. А. Рыбаковым как «Яков сын Федосов») использовал балканский образец значительно меньшего размера. Крест был поклонным и вначале, как предполагают, находился в нише у стены храма, а затем был перенесен внутрь церкви Флора и Лавра на Легощей (Людогощенской) улице. Приблизительно в это же время (между 1359 и 1388) в стену новгородского Софийского собора вделали каменный резной поклонный крест, сооруженный по повелению архиеп. Алексия (сейчас находится внутри собора). Рельефные изображения Распятия, Благовещения, Рождества Христова, Сошествия во ад и Вознесения демонстрируют иную стилистику, более близкую к византийскому и балканскому искусству.

Очевидно, также в XIV в. в Можайске появилась деревянная статуя свт. Николая Чудотворца, получившая прозвание Николы Можайского. По местному преданию, образ сделали жители города в память чудесного явления и помощи свт. Николая во время нападения неприятелей. Стилистически скульптура близка к произведениям сербских мастеров, усвоивших как византийские, так и романско-готические традиции (надо напомнить, что в 1404 г. серб Лазарь, чернец с Афона, поставил на кремлевском дворе вел. кн. Василия Дмитриевича часы со скульптурными изображениями человеческих фигур). Фактически фигура святого с мечом в деснице и градом в шуйце представляет собой не круглую скульптуру, а высокий рельеф (вынос рельефа — 0,25 см). Однако проработанность складок одежды, накладной омофор (он был вырезан отдельно), четко обозначенная талия и выступающие колени придают статуе полноценную объемность. Наиболее пластически разработан лик с большим куполообразным лбом, прямым крупным носом, тугими выступающими скулами и большими миндалевидными глазами. Святой представлен в образе бдительного и сурового защитника града. По преданию (которое не противоречит данным реставрационных исследований), статуя свт. Николы Можайского стояла над городскими воротами и лишь впосл. попала в собор. Поскольку уже в XV в. можайский образ особо чтился (вероятно, как чудотворный), это устранило у русских заказчиков сомнения в принципиальной допустимости «икон на рези». Ряд более поздних скульптур свт. Николы Можайского восходит к данному оригиналу, в общих чертах повторяя характерную лепку его лика и физиогномические особенности («Св. Никола» из Успенского собора Перемышля, нач. XVI в.; «Св. Никола», XVI в.; «Св. Никола» из Хотеновского мон-ря, XVI в.; «Св. Никола» из церкви Рождества Христова с. Прилуки, кон. XVII — нач. XVIII в; «Св. Никола» из часовни в д. Киселевской, XVIII в.). В 1415 г. еще один резной образ свт. Николая был привезен из Москвы в Мценск по инициативе митр. Фотия (существующий образ в Петропавловском соборе Мценска исполнен не ранее XVII в. и, очевидно, заменил утраченную древнюю скульптуру).

Читайте далее:

Храмовая скульптура Индии

Храмовая скульптура Индии
Храмовая скульптура является выcoкоорганизованной и сложной формой искусства, coздаваемой в различных его видах и различными споcoбами с двойной целью - запечатлеть в камне краcoту и историческое повествование. В храмах находятся и отдельно стоящие статуи, или фигуры...

Скульптура 18 века

Скульптура 18 века
Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцвет отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно, С трудом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции в отношении к языческому «болвану». Она не дала ни одного большого русского...

Древняя китайская скульптура

Древняя китайская скульптура
Зарождение китайской культуры уходит своими корнями в седую древность. Дошедшие до нас бронзовые бытовые и ритуальные сосуды свидетельствуют о том, что уже во 2-тысячелетии в Китае сложился свой стиль скульптурного искусства. Они отличаются разнообразием форм...

Скульптура из бронзы

Скульптура из бронзы
Бронза пригодна и для крупной, и для мелкой пластики. Это очень прочный материал, который легко поддается ковке, чеканке, а в жидком виде - литью. Бронза - материал смешанный, он представляет собой смесь олова и меди (иногда примешивают цинк или свинец). Чем выше в смеси процент...

Японская скульптура

Японская скульптура
Скульптура - самый древний вид японского изобразительного искусства. Зародившаяся еще в эпоху неолита, она прошла слож­ный и многоступенчатый путь развития, заняв почетное место в художественной жизни средневековой Японии.

Скульптура древней Греции

Скульптура древней Греции
Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: "Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру

Виды скульптур

Виды скульптур
Станковая скульптура — род скульптуры, имеющий самостоятельное значение. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр).

Наружная скульптура

Наружная скульптура
Декоративная скульптура создавалась не только для украшения храма, она подчеркивала в Исаакиевском соборе единение Православной Церкви и российской монархии, почитание русских царей как святых.

История русской скульптуры

История русской скульптуры
Византийское ваяние в России стало известно по византийским художникам, занимавшимся построением и украшением Десятинной церкви в Киеве, Софийского собора в Новгороде, церквей во Владимире на Клязьме и др. Вероятно они имели много последователей между русскими; но по истории нам известны только имена Козьмы и Парами.

Садово-парковая скульптура

Садово-парковая скульптура
Основа садово-парковой скульптуры из металла была заложена еще в 1235 г., когда в одном из буддийских храмов Монгольского государства в городе Кара-Коруме был создан 9-метровый фонтан-дерево из чистого серебра.

Скульптура Родина-мать зовет

Скульптура Родина-мать зовет
Фигура женщины-матери, поднимающей своих сыновей в последнюю для многих из них атаку, лишена какой бы то ни было идеализации: ее лицо черно от гнева и ненависти к врагу, обнаженные сильные руки вознесены к самому небу, правая до судороги сильно сжимает рукоять меча, левая повелевает идти за собой.

Лесная скульптура

Лесная скульптура
Лесной скульптурой называется обработанные находки из отжившего или обреченного на гибель лесного материала с использованием его природной пластики, текстуры и фактуры. Идею образа подсказывает сама находка. В чем же особенности лесной скульптуры?

Мраморная скульптура

Мраморная скульптура
Летний сад - богатейший музей садово парковой скульптуры. В наши он многих привлекает своей старинной мраморной пластикой. Статуи и бюсты, Украшающие аллеи и площадки,появились здесь в первой четверти XVIII века. В России до начала XVIII века светской пластики почти не было.

Скульптура Гатчинского дворца

Скульптура Гатчинского дворца
В комнатах за Греческой галереей экспонировался до войны скульптурный барельефный портрет, выполненный супругой Павла I, Марией Федоровной. Императрица была творческой натурой. Она замечательно рисовала, писала портреты, занималась резьбой по камню, чеканкой и пр.

Афродита

Афродита
Венера Милосская - была найдена в 1820 г. на Милосе, одном из Кикладских островов Эгейского моря, от которого получила свое название. Руки ее были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти ее в свою страну, и турками, которые имели то же намерение.

Русская скульптура

Русская скульптура
В допетровское время искусство в этой стране имело своим призванием служить исключительно религиозным целям, а так как Православная Церковь гнушается изваяниями человеческих фигур, то скульптура, в настоящем смысле слова, не могла в древней Руси не только развиваться, но и существовать.

Характер европейской скульптуры

Характер европейской скульптуры
Христианская религия как основная форма миросозерцания во многом определила характер европейской скульптуры. средних веков. Как необходимое звено С. входит в архитектурную ткань романских соборов, подчиняясь суровой торжественности их тектонического строя

Костромские деревянные скульптуры

Костромские деревянные скульптуры
Важным элементом убранства интерьеров костромских храмов были резные иконостасы. Очевидно, с середины XVII века костромские мастера-древоделы, известные ранее как умелые строители зданий хором и церквей, стали заниматься и резьбой по дереву.

Скульптуры Клодта

Скульптуры Клодта
Скульптуры Клодта — один из символов Петербурга. Их судьба неразрывно связана с городом. Деревянный мост через Фонтанку был впервые построен в 1715 году под руководством полковника М. О. Аничкова, имя которого навсегда закрепилось за неоднократно перестраивавшимся сооружением.

Анна Голубкина: скульптор с русской душой

Анна Голубкина: скульптор с русской душой
Анна Семеновна Голубкина – выдающийся русский скульптор и один из ведущих мастеров русской художественной культуры Серебряного века. Можно смело сказать, что ХХ век русского ваяния начинается именно с неё. Но Анна Голубкина была первой...


AdSense

Новое на сайте

Готический собор Древние легенды и предания не раз обращались к теме счастливого обетованного края, где человек, освободившийся от земных несчастий, тягот и болезней, мог вести вечную блаженную жизнь. Средневековое христианство уделяло большое внимание учению о рае.
Новое на сайте

Илья Ефимович Репин Родился в Харьковской губернии в семье военных поселенцев. В 13 лет его отдали на выучку к иконописцу. На заработанные деньги Репин уехал в Петербург, где поступил в Академию Художеств. В 1871 году за картину «Воскрешение дочери Иаира» он получил золотую медаль...
Новое на сайте

Садово-парковая скульптура Основа садово-парковой скульптуры из металла была заложена еще в 1235 г., когда в одном из буддийских храмов Монгольского государства в городе Кара-Коруме был создан 9-метровый фонтан-дерево из чистого серебра.
Новое на сайте

Зарождение живописи Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей палеолита до новейших течений живописи XX в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма.