Сделать стартовой страницей Добавить в избранное Контакты Карта сайта

Подразделы

Портрет
Разделы

AdSense

Советуем прочитать

Ольга Шагина Как-то в январе 1980 года ученица балетной студии Московского Дворца пионеров подсматривала в замочную скважину в двери кружка скульптуры. Дверь открылась, ощутимо ударив 10-летнюю балерину по лбу. Руководитель кружка сказал...
Новое на сайте

Франсуа Буше Буше (Francois Boucher) - французский живописец, родился в Париже 29 сентября 1703, умер 80 мая 1770 года. Отец его Николай Б. бедный учитель живописи и рисовальщик узоров для вышивки, был, по видимому, первым его учителем.
Новое на сайте

Революция в искусстве Историки искусства удивляются, почему к концу XVI века всего за несколько десятилетий в жанре портрета произошла настоящая революция. Напряженные, застывшие лица сменились вдруг на картинах живыми, полными чувств чертами, приблизительность – точностью деталей…
Статистика

Портрет

Портрет (французское слово portrait) - это изображение облика какого-либо человека, его индивидуальности. Первые портреты появились ещё несколько тысяч лет назад в древнем Египте. Это были огромные каменные изображения египетских фараонов. Для того чтобы сделать такую скульптуру, тысячи людей работали несколько лет. C тех пор прошло много времени, но художники как писали портрет, так и продолжают писать. При создании портрета, главной задачей художника является правдивое изображение модели. Это означает не только банальное копирование внешности портретируемого - одежда, прическа, украшения, но и передача его внутреннего мира, характера. Ведь если вы не будете пытаться передавать человека как личность, портрет тогда у вас будет поверхностным и ничего не говорящим.

Как лучше всего поступить, когда надо выразить в портрете такие понятия, как схожесть, характер, личность? Во первых, надо изучить основные признаки портретируемого, характерные черты его лица, обратить внимание на его манеру поведения - спокойный ли он или наоборот энергичный. Во вторых, если человек вам не знаком, надо получше его узнать. Для этого вам поможет обычный разговор, ведь как еще можно узнать человека поближе, если не во время беседы с ним. Мотивом для создания портрета может стать все, что угодно - от обычного заказа, что бывает чаще всего, до желания запечатлеть на память любимого человека.

При создании портрета, прежде всего, следует обратить внимание на то, чтобы общая форма головы (лица) определяла все формы деталей (нос, уши, глаза, рот и т. п.) и возможные другие примечательные особенности человека, иначе изображаемое лицо будет раздробленным, а не общим. Это относится как к деталировке, так и к цвету. Все должно быть подчинено общей композиции. Воздействуя на композицию, художник воздействует на изображение в творческом смысле.

Чем же интересны портреты? Разглядывая изображения людей, которые жили несколько лет назад, а может даже и несколько веков, мы видим историю человечества. Ведь художники являются современниками тех, кого изображают, а значит, в точности передают ту эпоху, давая историкам много дополнительной информации. Особенно интересны портреты известных исторических личностей. Ведь, как говорилось ранее, мы можем узнать по ним не только внешний вид, но и заглянуть во внутренний мир человека.

Владимир Лукич Боровиковский - известный русский портретист. Его произведения наряду с творческим наследием других художников знаменуют блестящий расцвет русской живописной школы последней трети XVIII столетия. В русской живописи именно в его интимном лирическом портрете наиболее полное воплощение получили идеалы сентиментализма. Расцвет творчества Боровиковского относится к концу 1780-х - 1790-м годам. Художник продолжал работать и в XIX веке. Однако основные достижения его искусства связаны с художественной культурой XVIII столетия, с мировосприятием людей эпохи Просвещения. В работах Боровиковского получили непосредственное выражение гуманистические идеалы того времени, представления о высоком достоинстве личности, ее внутренней свободе и красоте.

Боровиковский родился на Украине, в городе Миргороде, в семье Луки Боровика, принадлежащего к кругу казачьей старшины и по старой семейной традиции совмещавшего службу в полку с занятием иконописью. Начальные навыки в области живописи Боровиковский получил, вероятно, у отца. На Украине же им были созданы первые живописные произведения.
Аллегорические композиции, написанные Боровиковским для украшения путевого дворца императрицы, путешествовавшей по южным владениям Российского государства, обратили на себя ее внимание. Екатерина II одобрительно отозвалась о его работах и повелела отправить художника в столицу.

В Петербурге Владимир Боровиковский проходит обучение в мастерской приезжего австрийского живописца И. Б. Лампи Старшего, мастера придворного аристократического портрета. В доме известного архитектора и поэта Н. А. Львова, человека разнообразно одаренного и широко образованного, покровительствовавшего молодому живописцу, он знакомится с поэтом Г. Р. Державиным, с блестящим портретистом Д. Г. Левицким и другими представителями передовой русской интеллигенции. Боровиковский попадает в атмосферу активной творческой жизни, в мир новых для него идей и художественных представлений.

Боровиковский, от природы талантливый и чуткий к новым веяниям, уловил новые тенденции, наметившиеся в искусстве. Овладев в результате серьезных и упорных занятий секретами живописного мастерства, он смог выразить в своем творчестве настроения и идеи, волновавшие умы его современников. Большинство произведений художника отмечены печатью особой лирической проникновенности, вниманием к душевной жизни персонажа. При этом живописец как бы только притрагивается к сфере тончайших чувствований и настроений портретируемого, лишь намекает на них. Таков "Портрет М. И. Лопухиной" - одно из наиболее известных произведений Боровиковского. Модель представлена на фоне идиллического пейзажа. Молодая прелестная женщина изображена в естественной позе. Она слегка облокотилась на мраморный парапет. Мягкой задумчивости и нежной мечтательности облика отвечает тонкая живопись с системой легких лессировок и более плотных мазков кисти, создающих удивительную по красоте живописную поверхность. Рассеянный свет, падая слева, мягко моделирует объем. Легкие тени ложатся в складках светлой одежды. Все изображение пронизано настроением нежной элегичности и изысканной красоты.

Мир предстает в портретах Боровиковского прекрасным и гармоничным. Художник видит модель как бы сквозь призму идеала, в единстве физического и духовного совершенства. Человек дается в своей природной сущности, каким он представлялся передовым мыслителям конца XVIII столетия, - без системы атрибутов, указывавших на его социальное положение, в естественном природном окружении. Однако аллегоричность мышления художника XVIII века дает о себе знать. В портрете Лопухиной рядом с холодной поверхностью мрамора изображены нежные цветки роз. Они как бы олицетворяют красоту и юность модели, прекрасно вписываясь в приглушенные тона пейзажного окружения фигуры, сочетаясь с легкой голубизной неба, с колосьями ржи и нежной листвой клена, вырисовывающегося на заднем плане, подобно театральной кулисе.

Искусство Боровиковского отличается широтой диапазона. Помимо техники масляной живописи он также владел техникой миниатюрного письма акварелью по бумаге и слоновой кости и создал ряд миниатюр. Большинство его картин - погрудные портреты. Но он писал также портреты представительные и парадные по своему характеру, в которых фигура дается в рост, в окружении роскошной обстановки. Одно из таких произведений - "Портрет А. Б. Куракина", написанный в первые годы XIX столетия, когда в творчестве художника наметились некоторые новые тенденции. Фигура вице-канцлера изображена на фоне тяжелого зеленого занавеса с золотыми кистями, мраморной колонны и открывающейся перспективы архитектурного пейзажа. Горделивая осанка, сверкающее шитье и ордена, голубая орденская лента поверх золотистого парчового мундира - все призвано демонстрировать сословное превосходство и дистанцию, отделяющую зрителя от представленного во всем великолепии сановника. Вместе с тем изображение лишено подчеркнутой патетики барочных парадных портретов, к которым восходит тип такого произведения.

Более созвучен характеру творчества Боровиковского портрет Муртаза-Кули-хана, брата персидского шаха. Он изображен на фоне тающего в дымке восточного пейзажа. Несмотря на то, что модель дана в рост, портрет лишен подчеркнутой представительности. Появление такого, весьма необычного для европейской живописи XVIII века изображения принца говорит о смене вкусов и о нарастании черт интимности в портретном искусстве, предвещающих дальнейшие поиски художников XIX века.

В творчестве Боровиковского большое развитие получили парные портреты. Этот жанр давал возможность наиболее полно раскрыть атмосферу сердечности, семейных и дружеских привязанностей, столь характерных для круга образов и настроений его искусства. Так, в "Портрете А. Г. Гагариной и В. Г. Гагариной" передано настроение душевной близости, связывающей двух сестер. Как и все женские персонажи Боровиковского, они принадлежат миру красоты и гармонии.





AdSense

Новое на сайте

Архитектура Франции Архитектура XVIII столетия во Франции традиционно разделяется на два периода, которым соответствуют два архитектурных стиля: в первой половине XVIII в. господствующее положение занимает рококо, во второй — неоклассицизм. Эти стили во всём противоположны друг другу, поэтому переход от рококо к неоклассицизму часто называют «бунтом».
Новое на сайте

Написано много статей о загадках «Джоконды». Об улыбке Моны Лизы, что она означает, а
Новое на сайте

Анри Эмиль Бенуа Матисс Французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма. Выразил праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость бытия («Танец», 1910; «Красные рыбки», 1911)...
Новое на сайте

Симферопольский художественный музей уже давно входит в число самых старых и признанных художеств