Сделать стартовой страницей Добавить в избранное Контакты Карта сайта

Подразделы

Разделы

AdSense

Советуем прочитать

Альдо Росси: замечательная творческая судьба Альдо Росси родился в Милане третьего мая 1931. В 1959 он закончил политехнический университет Милана. В период обучения (1949-59) посетил Чехословакию и СССР. В годы же учебы возведенная его первая уникальная постройка - жил
Новое на сайте

Пастель, акварель, гуашь Пастель. Названа так от итальянского слова "рабиа" -- тесто (так выглядит незасохшая масса пастельных красок). Пастель состоит из обычных красочных пигментов, но отличается тем, что имеет мало связующих веществ. Пастельные карандаши должны быть сухими и мягкими, чтобы можно было перекрывать один слой другим.
Новое на сайте

Тициан Вечеллио да Кадоре считается величайшим художником в истории, который наряду с известнейши
Статистика

Артгаллерея

Какова природа искусства

Какова природа искусства

В современной эстетике и искусствоведении до сих пор не утихают споры о том, какова природа искусства, как возникло искусство и как оно развивается. До сих пор не выясненными остаются глубинные вопросы потребности человека в искусстве. Искусство как Протей существует в самых разных формах, для него характерна изменчивость и непредсказуемость дальнейшего развития, в то время как сама потребность человека в искусстве выражается, зачастую, в прямо противоположных тенденциях, так как обусловлена пристрастиями отдельных людей или социальных групп. Тем не менее, эти тенденции имеют склонность, несмотря на их кажущуюся непримиримость, соединяться, вне зависимости от желания авторов, в отдельных произведениях, символический строй которых говорит о большем, чем могли бы сказать о них сами авторы. Художник, как правило, не может рафинировать свой творческий процесс от воздействия всего того, что уже было создано до него, и создать произведение, где отсутствовало бы влияние каких-либо традиций и школ. Тот, кто пытается оторваться от влияния извне, все равно попадает под него, хочет он того или нет. Однако, несмотря на всяческие влияния и детерминацию художник может и должен создавать то, что еще не было создано до него. Каким образом это происходит, не всегда остается выясненным, потому что законы творчества, хоть и подчиняются законам логики, но не всегда ими объясняются. Поэтому, понятно, что наиболее актуальным вопросом теории искусства окажется проблема развития современного искусства.
Наиболее интригующим и противоречивым в современной теории искусствоведения остается вопрос взаимодействия между классическими и ставшими традиционными формами искусства и новыми течениями, подходами и концепциями. Естественно, появление чего-либо нового говорит о преобразовании или даже смерти чего-то старого. В любом случае то, что обычно принято считать устаревшим, становится опять интересным, по мере того как память об этом стирается. Это естественный закон культуры и проявляется он с наибольшей силою в эстетической сфере. Закон развития эстетических представлений так же, как и законы развития общества имеет рекуррентную природу и связан с определенными циклами.
В искусстве как одной из символических форм культуры, происходит наибольшее обобщение всех жизненных процессов в едином акте создания конкретного произведения. Поэтому искусство отражает в образной форме достижения и веяния всех сфер культуры, представляет собой конгломерат всех новаций в материальной и идейной сфере. Понятно, что единичное произведение одного автора не может отражать, в том числе символически, все то, что происходит в современном ему мире; однако мы можем говорить о том целом, которое образно отображает современное состояние культуры, и представляет собой символическую форму, в которую включаются произведения всех видов искусств существующих в наше время: изобразительное искусство, музыка, театр, кино, литература, масс-медийное искусство, научное или околонаучное творчество и т. п.
Так или иначе, художник той или иной школы, отдавая предпочтение чему-то определенному, неизменно остается подверженным и всяческим другим влияниям, которые он пытается избегать (вопрос силы влияния выходит за пределы нашего рассмотрения). Влияние современной культуры на художника происходит не только в горизонтальной плоскости, (в плоскости, которая находится в пределах досягаемости художника, то есть в настоящем) но и в вертикальной плоскости.

 Вертикальная плоскость, если говорить на языке символов, представляет собой плоскость прошлого и будущего, на которые человек не может влиять и, в которых человек не может спокойно пребывать, оставаясь в настоящем. Человек пребывает в потоке настоящего. Настоящее - это своеобразная тюрьма, которая заставляет художника жить теми идеями и проблемами, которые характерны для данной точки вертикальной плоскости, где возможно лишь одно направление. Главная задача современного искусства как символической формы заключается в том, чтобы жить проблемами современности, отражать все то, что происходит сейчас, одновременно связывая себя с тем, что на языке метафизики именуется вечностью. То есть проблема современности в искусстве, в первую очередь, определена временными рамками и представляется интегрированной в жизнь общества и отдельного человека. Однако искусству, и в большей степени религии свойственна творческая переработка прошлого и будущего.

 Религия живет за счет только прошлого и будущего для нее настоящее - нечто «не существующее». Искусство, раздвигая временные рамки конкретного момента трансцендентирует сознание, как в прошлое, так и в будущее. Однако искусству не свойственно подниматься над временем в полную силу, как это может сделать религия. Искусство лишь отражает время или представления о нем, а религия – распоряжается им. В тоже время религия может подняться над временем лишь с помощью религиозного искусства, без которого она не может существовать. В данном случае должно быть полное согласие между теологией и эстетическими принципами религиозного искусства.
Искусство, раздвигая временные рамки, изменяет представление о времени и пространстве, вводит в свой мир символов и ассоциаций, оставаясь в тоже время верным своему направлению и стилю.
У каждого направления и стиля есть свои приверженцы. Каждый зритель в современном мире выбирает «свое искусство». «Фактически всякое искусство есть воссоздание искусства и такой формы, благодаря которой - и только через нее - может случиться событие моего опыта, моего знания, моего понимания, моего чувства или переживания».

 Для каждого зрителя, слушателя, читателя «искусство» представляется только тем, что он привык понимать под «искусством». У каждого «свое искусство» является также и самым «современным искусством», которое способно «отражать» современные проблемы и «соответствовать» духу эпохи. Разнонаправленные и взаимоисключающие представления о природе современного искусства являются вполне естественными для нашего времени и отражают принцип эстетического плюрализма, соответствующий также идее провозглашенной свободы совести. То есть свобода вероисповедания имеет параллель и в художественной жизни. Отсюда бесконечное количество «-измов» и стилей. Таков закон символических форм культуры, где все формы интегрированы в единое целое.
Каждое из направлений выбирает свое отношение к наследию прошлого. Некоторые провозглашают полный отрыв от традиций и поэтому настроены только на будущее, им близки идеи футуризма как наиболее передового и направленного в будущее. Другим свойственны архаизирующие тенденции, то есть намеренное обращение к образцам уже давно ставшим объектами истории искусства. Так А. Тойнби, характеризируя футуризм и архаизм, подчеркивает, что различие между ними не столь существенно, как кажется на первый взгляд. Для него футуризм и архаизм – «это попытки разорвать путы настоящего через обращение к другим временным периодам». «Футуризм – продолжает Тойнби, – это образ жизни того, кто мучительно ищет новых путей, побуждаемый внутренней потребностью движения вперед. Однако несмотря на то, что поиски эти могут быть безрезультатными и даже трагичными, не следует считать, что футуризм не имеет значения или ценности, ибо он может направить стопы страждущего дорогой мира. На этот путь футурист может ступить случайно, а может и сознательно избрать его с самого начала.

 Футуризм в его примитивной обнаженности представляет собой социальную форму крайнего отчаяния. Первая попытка уйти от Настоящего – это повернуться лицом к прошлому. Только после того, как бегство в Прошлое оказалось невозможным, Душа в отчаянной надежде совершает последний поворот, прощаясь с бесцветной и унылой действительностью Настоящего. Футуризм не только психологически менее естественен, чем архаизм, он и более труден для реализации». Исходя из вышесказанного, можно предположить, что художник, пребывая мысленно в своем времени, может обращаться к прошлому для вдохновения, не презирая настоящего как скучного и обыденного, лишенного величественности, которое ему легче увидеть в искусстве ушедших эпох. Художнику-футуристу, чтобы уйти в «светлое» будущее, необходимо полностью порвать с прошлым и настоящим. Единственной и непреодолимой проблемой в таком стремлении ввысь может стать то, что искусство перестанет быть искусством как таковым, а станет рядом концептов, которые нигилируются, как только становятся концептами, ставшими достоянием прошлого. Сложности кроются в том, что очень трудно представить будущее, тем более убежать в него, так как любое устремление ограничивается данностью текущего момента.

 Кроме того, будущее представленное фантазией человека, обычно вкладывается в определенные стереотипные образы, которыми оперируют футуристы, и за пределы которых они не могут выйти, так как основа всех будущих представлений – это опыт прошлого и постоянно теряющегося в прошлом настоящего. Мало того, когда художник действительно достигает «совершенства» в порывании с прошлым, с традициями и классикой, он непременно выходит на уровень еще более архаических и примитивных образов, чем он даже может себе представить. Это связано с тем, что онтогенез повторяет филогенез, а развитие всегда поступательно и ничего из ничего не рождается, происходит естественное «возвращение на круги своя».

 Любой процесс должен пройти свою логическую цепочку от начала и до конца. Искусство тоже живет своими законами, однако, когда говорят о развитии искусства, не всегда понимают, а что собственно есть искусство, где найти границу между искусством и не искусством? Как можно говорить о развитии (если оно вообще возможно) того, чьи границы не совсем ясны? А между тем, в эстетике давно утвердилось представление о вездесущности искусства: «Искусством может быть любой человеческий артефакт, связанный с высвобождением в человеке каких-то сил, которые природа в нем не могла бы развить, и поэтому такой простой и мудрый крестьянский ритуал, как отношение к земле, завещанный культурой, может быть равен великому произведению искусства».
Современное искусство и культуру вообще невозможно представить без понятия «творчества». Творчество имеет свой язык и «проявляется через множества: искусство, наука, литература, религия и. т. д. Язык как то звено, которое связывает прошлое с будущим, демонстрируя настоящее».
Задача художника и всего современного искусства не в том, чтобы удалиться в неизведанное будущее, и не в том, чтобы остаться навсегда в прекрасном, идеализированном прошлом, а в том, чтобы быть причастным современности.

Читайте далее:

Абстрактный городской пейзаж

Абстрактный городской пейзаж
Правила рисования абстрактного городского пейзажа. На большом куске дешевого серого картона. По секрету могу сообщить, что в данном случае это упаковочный картон, использовавшийся для одежды. Пористая поверхность быстро впитывает воду, однако не...

Рисование русского пейзажа

Рисование русского пейзажа
К бумаге многие известные художники предъявляют три основных требования. Во-первых, бумага должна быть белой. Если вы хотите использовать разнообразную цветовую гамму, то с белой бумагой работать будет проще. На тонированной бумаге цвета могут измениться непредсказуемым...

Акварельный пейзаж-фантазия

Акварельный пейзаж-фантазия
Первый этап выполнения пейзажа в описываемой технике представляет собой подготовительный рисунок карандашом. Поскольку вся работа схематична и абстрактна, и основную роль в ней играет цвет, рисовать карандашом тени не нужно. Только контуры скал и горизонт.

Рисуем гелевой ручкой и акварелью

Рисуем гелевой ручкой и акварелью
Первый этап выполнения пейзажа в технике рисования ручкой с последующей подкраской акварелью - подготовительный рисунок ручкой. Для работы понадобятся гелевые ручки черного цвета. Лучше одинаковые (в процессе рассказа станет ясно, почему). На описываемый здесь лист формата...

Натюрморт

Натюрморт
Натюрморт (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально — мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально —тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.

Пейзаж

Пейзаж
Тема пейзажа – местность (от фр. пейзаж – «местность», «страна»), окружающая среда, естественная или преобразованная человеком природа (земля с ее ландшафтами, видами гор, рек, полей, лесов), город и сельская местность. Соответственно различают природный, сельский и городской (архитектурный, индустриальный и др.) пейзажи.

Объекты живописи

Объекты живописи
Пейзаж, натюрморт, портрет родственны не только по общему эстетическому принципу (переживания мира). Это крайне чувствительные антропоморфные объекты живописи. Один из них легко преобразуется в другой

Портрет в античном стиле

Портрет в античном стиле
Изображение человека как воспроизведение совершенно определенной личности является уникальным созданием греческого искусства. Эпохальное новшество, состоявшее в том, чтобы сугубо личные признаки отдельного человека сделать объектом художественного изображения

Сюжеты древнерусской живописи

Сюжеты древнерусской живописи
Таинственная загадочная красота иконы восхищала и увлекала, ее художественный язык, столь отличный от языка европейского искусства становиться предметом изучения и исследования специалистов. Но народ, все мы, к кому вернулась древняя икона, оказались теперь в двойной изоляции от своей расчищенной, сохраненной, сияющей красками живописи.

Портрет

Портрет
Портрет (Франц. portrait, от portraire - изображать) - изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших реально. В изобразительном искусстве портрет - один из ведущих жанров живописи, скульптуры и графики, а также фотоискусства.

Ода гуаши

Ода гуаши
В прошлом гуашь рассматривалась как материал чисто оформительский, приспособленный лишь для утилитарных нужд и единовременного пользования. Краски красивые, яркие, но не долговечные, бытовало мнение.

Как научиться рисовать

Как научиться рисовать
Если познакомиться с этим рецептом, то овладеть рисунком можно довольно быстро. Однако рисунок требует со стороны рисующего большого сосредоточения, внимания, а также большой любви к искусству.

Реалистический сенсизм

Реалистический сенсизм
Что такое Реалистический сенсизм? Это совершенно новое направление в изобразительном искусстве - основанное на энергетическом, духовном осязании того, что изображает художник.

Современный художник

Современный художник
Первое, что приходит в натренированную масмедийную голову современного среднестатистического обывателя при слове «современный художник» - ползающий на карачках голый человек в собачьем ошейнике, размазывающий краску по дорогой шубе из бутика.

Технические приемы в искусстве

Технические приемы в искусстве
Живописное произведение предстает перед нами, как принято говорить, окном в мир художника, его фантазий, имея в виду, в первую очередь, смысловую нагрузку. Затем, образно-декоративную составляющую картины, где и происходит, на мой взгляд, самое главное!

Спасение шедевров

Спасение шедевров
Со второй половины ХVI века Саксонские курфюрсты коллекционировали произведения искусства. Спустя почти три столетия, после постройки специального здания – творения Тициана, Рембрандта, Ватто и многих других были открыты для публики.

Притча о блудном сыне

Притча о блудном сыне
Иван Балдин Библия уже много столетий является неисчерпаемым источником вдохновения для художников, поэтов, писателей. Не претендуя на новаторство, посмотрим, как три великих художника преломили в кристалле своего творчества одну и ту же притчу.

Принт-копия картины

Принт-копия картины
Многие хотели бы иметь их картины у себя дома. Желающих много, а великих художников единицы и картины их пишутся не один день или даже не один год. Цена этих картин доступна не многим. Выход из этого положения искали начиная со Средневековья.

Пастель, акварель, гуашь

Пастель, акварель, гуашь
Пастель. Названа так от итальянского слова "рабиа" -- тесто (так выглядит незасохшая масса пастельных красок). Пастель состоит из обычных красочных пигментов, но отличается тем, что имеет мало связующих веществ. Пастельные карандаши должны быть сухими и мягкими, чтобы можно было перекрывать один слой другим.

Некоторые методики масляной живописи

Некоторые методики масляной живописи
Прежде чем приступить к живописи маслом, надо упомянуть о необходимых инструментах и материалах. Для живописи маслом кроме красок нам понадобятся четыре плоские щетинные кисти №10, мастихин самого маленького размера для...


AdSense

Новое на сайте

Абстрактный городской пейзаж Правила рисования абстрактного городского пейзажа. На большом куске дешевого серого картона. По секрету могу сообщить, что в данном случае это упаковочный картон, использовавшийся для одежды. Пористая поверхность быстро впитывает воду, однако не...
Новое на сайте

Модерн - понятие, родившееся во время развития европейского искусства XIX-XX вв. Название &ldqu
Новое на сайте

Виды скульптур Станковая скульптура — род скульптуры, имеющий самостоятельное значение. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр).
Новое на сайте

Выставка Гармония и контрапункт Со 2 декабря 2003г. по 2 февраля 2004г. в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина действовала выставка "Гармония и контрапункт" (Россия - Германия. Живопись. XIX век) посвящена диалогу двух живописных школ...