Сделать стартовой страницей Добавить в избранное Контакты Карта сайта

Подразделы

Разделы

AdSense

Советуем прочитать

Андреа дель Сарто родился 16 июля в 1486 году в городе Флоренции. Отец Андреа по профессии был по
Новое на сайте

Симферопольский художественный музей уже давно входит в число самых старых и признанных художеств
Новое на сайте

Марокканский дизайн В традиционных марокканских интерьерах ощутимо влияние нескольких культурных традиций: прежде всего это берберская и испано-мавританская. Но еще со времен финикийского и римского владычества здесь ощутимо влияние греческих и римских культур.
Статистика

Артгаллерея

Спасение шедевров

Спасение шедевров

Со второй половины ХVI века Саксонские курфюрсты коллекционировали произведения искусства. Спустя почти три столетия, после постройки специального здания – творения Тициана, Рембрандта, Ватто и многих других были открыты для публики. Жемчужиной коллекции была, по общему признанию, "Сикстинская мадонна" Рафаэля Санти.

Дворцовый ансамбль ХVIII века "Цвингер" и замыкающая его Картинная галерея предстали перед войсками советских освободителей в руинах. Вместо дворца – жуткие развалины, а где же сокровища? Это предстояло выяснить как можно скорее, потому что промедление могло принести невосполнимые утраты.

После вступления в Дрезден солдаты Первого и Второго Украинского фронта занимались поисками того, что осталось от собрания саксонских правителей. К счастью, удалось найти почти всё, но некоторые шедевры оказались утраченными навсегда (всего около 197 картин).

По воспоминаниям очевидцев тех событий, розыск работ являлся задачей государственного значения. В ту "команду спасения", кроме военных, входили художники, искусствоведы, реставраторы, - те, кто приобрел за годы войны опыт специфической "розыскной" работы, те, кто помогал эвакуировать ценности советских музеев.

Что же удалось выяснить? Из расспросов местных жителей стало известно, что незадолго до атаки на город эсэсовцы срочно и тайно вывезли сокровища в неизвестном направлении.

Таким образом, судьба коллекции находилась под угрозой, только теперь уже со стороны нацистов.

Действительно, если бы не старания советской "команды спасения" произведения Дрезденской галереи могли бы разделить бы участь других немецких художественных собраний. Так, накануне капитуляции, в Берлине эсэсовцы взорвали античную коллекцию, сожгли картины национальной галереи. Среди варварски уничтоженных шедевров – наброски Микеланджело, папки с рисунками Боттичелли, скульптуры Донателло, Рубенс, Шарден, Сезанн…

Спасение.Как это часто бывает, история нахождения и спасения шедевров полна случайностей и таинственных совпадений.

Обследуя подвал полуразрушенной, обгоревшей Академии художеств, наши солдаты наткнулись на туннель. При его обследовании они с удивлением обнаружили, что его узкое пространство заполнено… статуями.

Тотчас были призваны те самые спецы из "команды спасения" и началось планомерное прочесывание туннеля. И вот в самом его конце, среди разбросанных документов и остатков мебели, они нашли в одном из шкафов интересный документ, который очень помог в дальнейших поисках.

Это была так называемая "немая карта" – зашифрованный план расположения спрятанных картин Дрезденской галереи.

А еще через несколько дней, в заброшенной каменоломне в окрестностях города, в одной из штолен, был найден вагон, стоящий на ржавых рельсах. Обычный товарный вагон, зайдя в который, спасатели увидели плоский, некрашеный ящик, а рядом… знаменитый "Автопортрет с Саскией" Рембрандта, картины Джорджоне, Рубенса и другие шедевры. Всего в тот день было найдено более двухсот картин, и это было только начало.

Что могло ожидать эти и другие находки, если бы их не обрели вновь? Похороненные в глухой темноте, никак не защищённые от пыли и влажности, они бы неминуемо погибли.

Ящик из вагона был с секретными замками, но довольно лёгкий. Что же в нём? Было решено, не вскрывая, доставить его в штаб батальона. Ранним утром удалось освободить ящик от замков. Взорам присутствующих открылась, по словам участника тех событий Л. Волынского (автора известной книги "Семь дней"), "… босоногая женщина с младенцем, легко идущая по клубящимся облакам. Это была одна из величайших картин, когда-либо созданных человеком – "Сикстинская мадонна" Рафаэля". Вскоре спасённое творение мастера доставили во дворец на Эльбе, в который свозили все отыскавшиеся произведения.

"Сикстинская мадонна" была в числе тех 1240 произведений Дрезденской галереи, вывезенных в СССР для реставрации и последующего возвращения в Германию.

Хотя с немецкой стороны не все в это возвращение верили. Многие западногерманские газеты писали вскоре после окончания войны, что "русские … не отдадут своей добычи". Подобные предположения были беспочвенны. Действительно, вывезенные сокровища задержались в России почти на десять лет, но на то были серьёзные основания. Во-первых, состояние работ, во-вторых, неопределённость с заключением мирного договора с Германией.

Период реставрации шедевров, а многие из них были серьёзно повреждены, затянулся вплоть до 1955 года – времени официальной передачи их ГДР. Во время восстановления работа Рафаэля находилась в Московском музее изобразительных искусств имени Пушкина. Там и была устроена выставка спасённых картин перед их возвращением в Дрезден. Руководил всеми реставрационными работами выдающийся русский художник Павел Корин. Это лишний раз демонстрирует то огромное значение, которое придавалось возрождению драгоценных полотен. Кропотливый, мучительно долгий процесс реставрации, обновления обретённой "Сикстинской мадонны" и других шедевров, можно считать ещё одним подвигом советских людей, ещё одну их победу над фашизмом.

Глубокие, тёмные глаза Мадонны смотрят прямо перед собой, как у человека, который многое видит и многое ожидает. Легко ступая по облакам, Богоматерь несёт на руках своё дитя в мир, к людям. В её взоре – предвиденье грядущих событий, страданий и будущего Воскресения Христа. Она знает всё и отдаёт самое дорогое, что у неё есть. Рафаэль почувствовал эту великую жертвенность, которая осталась нетленной благодаря его таланту, и сохранилась вопреки всему.

Ольга Ярцева

Читайте далее:

Абстрактный городской пейзаж

Абстрактный городской пейзаж
Правила рисования абстрактного городского пейзажа. На большом куске дешевого серого картона. По секрету могу сообщить, что в данном случае это упаковочный картон, использовавшийся для одежды. Пористая поверхность быстро впитывает воду, однако не...

Рисование русского пейзажа

Рисование русского пейзажа
К бумаге многие известные художники предъявляют три основных требования. Во-первых, бумага должна быть белой. Если вы хотите использовать разнообразную цветовую гамму, то с белой бумагой работать будет проще. На тонированной бумаге цвета могут измениться непредсказуемым...

Акварельный пейзаж-фантазия

Акварельный пейзаж-фантазия
Первый этап выполнения пейзажа в описываемой технике представляет собой подготовительный рисунок карандашом. Поскольку вся работа схематична и абстрактна, и основную роль в ней играет цвет, рисовать карандашом тени не нужно. Только контуры скал и горизонт.

Рисуем гелевой ручкой и акварелью

Рисуем гелевой ручкой и акварелью
Первый этап выполнения пейзажа в технике рисования ручкой с последующей подкраской акварелью - подготовительный рисунок ручкой. Для работы понадобятся гелевые ручки черного цвета. Лучше одинаковые (в процессе рассказа станет ясно, почему). На описываемый здесь лист формата...

Натюрморт

Натюрморт
Натюрморт (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально — мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально —тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.

Пейзаж

Пейзаж
Тема пейзажа – местность (от фр. пейзаж – «местность», «страна»), окружающая среда, естественная или преобразованная человеком природа (земля с ее ландшафтами, видами гор, рек, полей, лесов), город и сельская местность. Соответственно различают природный, сельский и городской (архитектурный, индустриальный и др.) пейзажи.

Объекты живописи

Объекты живописи
Пейзаж, натюрморт, портрет родственны не только по общему эстетическому принципу (переживания мира). Это крайне чувствительные антропоморфные объекты живописи. Один из них легко преобразуется в другой

Портрет в античном стиле

Портрет в античном стиле
Изображение человека как воспроизведение совершенно определенной личности является уникальным созданием греческого искусства. Эпохальное новшество, состоявшее в том, чтобы сугубо личные признаки отдельного человека сделать объектом художественного изображения

Сюжеты древнерусской живописи

Сюжеты древнерусской живописи
Таинственная загадочная красота иконы восхищала и увлекала, ее художественный язык, столь отличный от языка европейского искусства становиться предметом изучения и исследования специалистов. Но народ, все мы, к кому вернулась древняя икона, оказались теперь в двойной изоляции от своей расчищенной, сохраненной, сияющей красками живописи.

Портрет

Портрет
Портрет (Франц. portrait, от portraire - изображать) - изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших реально. В изобразительном искусстве портрет - один из ведущих жанров живописи, скульптуры и графики, а также фотоискусства.

Ода гуаши

Ода гуаши
В прошлом гуашь рассматривалась как материал чисто оформительский, приспособленный лишь для утилитарных нужд и единовременного пользования. Краски красивые, яркие, но не долговечные, бытовало мнение.

Как научиться рисовать

Как научиться рисовать
Если познакомиться с этим рецептом, то овладеть рисунком можно довольно быстро. Однако рисунок требует со стороны рисующего большого сосредоточения, внимания, а также большой любви к искусству.

Реалистический сенсизм

Реалистический сенсизм
Что такое Реалистический сенсизм? Это совершенно новое направление в изобразительном искусстве - основанное на энергетическом, духовном осязании того, что изображает художник.

Современный художник

Современный художник
Первое, что приходит в натренированную масмедийную голову современного среднестатистического обывателя при слове «современный художник» - ползающий на карачках голый человек в собачьем ошейнике, размазывающий краску по дорогой шубе из бутика.

Технические приемы в искусстве

Технические приемы в искусстве
Живописное произведение предстает перед нами, как принято говорить, окном в мир художника, его фантазий, имея в виду, в первую очередь, смысловую нагрузку. Затем, образно-декоративную составляющую картины, где и происходит, на мой взгляд, самое главное!

Какова природа искусства

Какова природа искусства
В современной эстетике и искусствоведении до сих пор не утихают споры о том, какова природа искусства, как возникло искусство и как оно развивается. До сих пор не выясненными остаются глубинные вопросы потребности человека в искусстве.

Притча о блудном сыне

Притча о блудном сыне
Иван Балдин Библия уже много столетий является неисчерпаемым источником вдохновения для художников, поэтов, писателей. Не претендуя на новаторство, посмотрим, как три великих художника преломили в кристалле своего творчества одну и ту же притчу.

Принт-копия картины

Принт-копия картины
Многие хотели бы иметь их картины у себя дома. Желающих много, а великих художников единицы и картины их пишутся не один день или даже не один год. Цена этих картин доступна не многим. Выход из этого положения искали начиная со Средневековья.

Пастель, акварель, гуашь

Пастель, акварель, гуашь
Пастель. Названа так от итальянского слова "рабиа" -- тесто (так выглядит незасохшая масса пастельных красок). Пастель состоит из обычных красочных пигментов, но отличается тем, что имеет мало связующих веществ. Пастельные карандаши должны быть сухими и мягкими, чтобы можно было перекрывать один слой другим.

Некоторые методики масляной живописи

Некоторые методики масляной живописи
Прежде чем приступить к живописи маслом, надо упомянуть о необходимых инструментах и материалах. Для живописи маслом кроме красок нам понадобятся четыре плоские щетинные кисти №10, мастихин самого маленького размера для...


AdSense

Новое на сайте

Рисование русского пейзажа К бумаге многие известные художники предъявляют три основных требования. Во-первых, бумага должна быть белой. Если вы хотите использовать разнообразную цветовую гамму, то с белой бумагой работать будет проще. На тонированной бумаге цвета могут измениться непредсказуемым...
Новое на сайте

Дизайн офиса В настоящее время, далеко не все предприниматели осознают, что интерьер офисных помещений влияет на деятельность компании в целом. Ведь первое впечатление клиента или делового партнера о фирме формирует именно зрительная информация, то есть интерьер.
Новое на сайте

Абстракционизм является одним из ведущих направлений в искусстве, в частности и в живописи, при
Новое на сайте

Врубель Жизнь художника — развитие его творческой силы, это настоящая биография художника, которой одни обломки являются в происшествиях ежедневной жизни... Материалы жизни художника суть одни — его произведения», — так писал некогда В.Ф. Одоевский.