Сделать стартовой страницей Добавить в избранное Контакты Карта сайта

Подразделы

Разделы

AdSense

Советуем прочитать

Живопись – это искусство, в котором объем и пространство существуют только в иллюзии. Этот
Новое на сайте

ХХ столетие ознаменовалось новейшими открытиями и кардинальными переменами в области культуры. Не
Новое на сайте

Государственная Третьяковская галерея Государственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства.
Статистика

Артгаллерея

Сюжеты древнерусской живописи

Сюжеты древнерусской живописи

 Сюжеты древнерусской живописи.Таинственная загадочная красота иконы восхищала и увлекала, ее художественный язык, столь отличный от языка европейского искусства становиться предметом изучения и исследования специалистов. Но народ, все мы, к кому вернулась древняя икона, оказались теперь в двойной изоляции от своей расчищенной, сохраненной, сияющей красками живописи. Если Людям начала XX века был нов художественный мир иконы,   то лежащее в ее основе слово,   Евангелие, Библия,   вся христианская традиция были им хорошо известны.   Мы, также как и они, привыкли с детства е европейской живописи (потому  что  европейской  по типу является и русская живопись XVIII-XIX веков) ,   и нам тоже труден  и  непривычен  художественный язык иконописи. Но, кроме того, нам - нам в широком смысле слова - плохо известно Священное Писание,   неведомы жития святых, церковные песнопения,   закрыто и то "слово", которое лежит в основе древнерусской живописи. Начавшееся возвращение к нему идет труд но и медленно.

     Рассматривая иконы мы часто задаем вопросы: "Кто изображен?

Что  изображено? ",   а потом - "Почему так изображено? ".   Вопросы эти, кажущиеся на первый взгляд простыми и наивными, чрезвычайно важные и нужные.

     Без ответа на них невозможно  самое  первое  приближение  к древнерусской  иконописи,   невозможно приобщение к тому открытию иконы после столетий забвения, которое принес наш век.

     Рассмотрим наиболее  часто встречающиеся композиции русских икон. 

 Образы Спаса Главный, центральный образ всего древнерусского искусства образ Иисуса Христа,   Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) - это слово абсолютно точно выражает представление о  нем христианской  религии.   Она учит,   что Иисус Христос - Человек и одновременно Бог и Сын Божий,   принесший спасение  человеческому роду.

     Традиционно расположены  на  любом его изображении по обеим сторонам от головы IC XC обозначение словом его личности, сокращенное  обозначение  его  имени  -  Иисус  Христос  ("Христос" по-гречески - помазанник,   посланник Божий) .   Также  традиционно окружает головы Спаса нимб круг,   чаще всего золотой, - символическое изображение исходящего от него  света,   света  вечного, потому и обретающего круглую безначальную форму. Нимб этот в намять о принесенной им за людей крестной жертве всегда  расчерчен крестом.

     В древности в византийском искусстве сложились чисто  художественные, живописные приемы, позволяющие раскрыть одухотворяющее, божественное начало в самих чертах, в самом реальном облике Иисуса Христа. Эти приемы на протяжении времени развивались, что позволило раскрывать в образах Спаса разные грани его  личности.

Стремление  к разнообразию никогда не было самоцелью древнерусских художников.   Наоборот они стремились как можно полнее сохранить то,   что было сделано их предшественниками. Древние изображения Спаса повторялись художниками многих  последующих  поколений.   В этих случаях никогда не возникали копии, так как воспроизводились лишь главные характерные черты избранного образца.

     Нерукотворный образ,   или иначе Спас Нерукотворный,   - важнейший образец,   которому следовали мастера во все времена, пока существовало  древнерусское  искусство.   Легенда о Нерукотворном Образе утверждала не только то, что это изображение было создано по воле самого Иисуса Христа, но и то, что оно было создано им в помощь страждущему человеку.

     Многочисленны были иконы, воспроизводящие Нерукотворный Образ. Древнейшая из сохранившихся - "Спас Нерукотворный", созданный  в Новгороде в XII веке и принадлежащий сейчас Третьяковской галерее.

     Очень важным  и  распространенным типом изображения Спаса в древнерусском искусстве был тип, получивший название "Спас  Вседержитель". Понятие "Вседержитель" выражает основное представление христианского вероучения о Иисусе  Христе.   "Спас  Вседержитель"  -  это  поясное  изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием - знаком принесенного им в мир учения -  и  с  правой рукой,   деснице,   поднятой в жесте обращенного к этому миру благословения. Но не только эти важные смысловые атрибуты объединяют изображения Спаса Вседержителя.   Создавшие их художники стремились с особой полнотой наделить образ Иисуса Христа божественной силой и величием.

     До нас дошло выполненное мозаикой изображение Спаса Вседержителя  в куполе одного из древнейших храмов собора Святой Софии в Киеве (1043-1046 гг) .  Многочисленны были  и иконописные изображения Спаса Вседержителя. И среди них, пожалуй, самое знаменитое - икона, написанная  в начале XV века величайшим русским художником Андреем Рублевым.   Ее называют сейчас по месту находки в городе Звенигороде "Звенигородским Спасом".

     С теми же атрибутами Владыки мира, что и Спас Вседержитель, -  с Евангелием в левой руке и поднятой в благословении десницей - изображался Иисус Христос  и  в  распространенных  композициях "Спас  на  престоле".   На его царственную власть указывало здесь само восседание на престоле (троне) .   В этих изображениях  особо ясно выступало то,   что Владыка мира является и его судией,   так как "воссев на престол",   Спаситель будет творить свой последний суд над людьми и миром.

 Образы Богородицы.Рядом с образами Спаса с древнерусском искусстве по  своему смыслу и значению,   по тому месту, которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери - Девы Марии,   от которой воплотился,   вочеловечился Спаситель,   образы его земной матери. И тверда у христиан вера, что, став Владычецей мира,   стала Богородица и неизменной заступницей людей: извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту,   ее сердце, "пронзенное" великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания.

     Предание гласило,   что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни,   что их написал один из апостолов, автор Евангелия Лука. К произведениям художника евангелиста причислялась и икона "Богоматерь Владимирская",   которая считалась покровительницей России, находящаяся сейчас в коллекции Третьяковской галереи. Существует летописное известие, что эта икона была привезена  в  начале XII века в Киев из Царьграда (так называли на Руси столицу Византии Константинополь) .   Имя "Владимирская" она получила на Руси:   ее забрал с собой из Киева, отправляясь в северовосточные земли,   князь Андрей Боголюбский.   И здесь,   в  городе Владимире икона обрела свою славу.   В центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с  младенцем  на  руках,   который нежно прижимается к ее щеке.

     Изображение Марии и младенца в позах взаимного  ласкания  по-русски  обозначалось  как "Умиление".   Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему Мария в жесте моления: пронзенная своей материнской скорбью за него, она к нему же несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей.   Способным разрешить материнскую печаль, ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын: в  его лике,   в его обращенном к матери взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая, неизречимая мудрость.

     Почитание "Богоматери Владимирской" привело не только к тому,   что на Руси существовало много списков с нее, много ее повторений. Очевидно, во многом благодаря любви к этой древней иконе, особенно в северо-восточных русских землях, широкое распространение получил сам тип "Умиление", к которому она принадлежала.

"Умилением" является прославленная "Богоматерь Донская" - икона, согласно легенде, получившая свое имя в связи с тем, что Дмитрий Донской брал ее с собой на Дон,   в битву на Куликовом поле,   Где одержана была великая победа над татарами.

     Кроме изображений типа "Умиление",   многочисленными и любимыми  были изображения Богоматери с младенцем на руках,   которые назывались "Одигитрия",   что означает "Путеводительница". В композициях "Одигитрия",   Богоматерь изображена в фронтальной, торжественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно поднята в жесте моления,   обращенном к сыну.   Иногда "Богоматерь Одигитрию",   называют "Богоматерь Смоленская".   Дело в том,   что согласно летописному приданию, древнейший из привезенных на Русь списков "Одигитри" находился в Смоленске.

     Существует еще  несколько различных по композиции изображений Богородицы.   К ним относятся: "Богоматерь Казанская", "Богоматерь Тихвинская", "Богоматерь Оранта (молящаяся) ", "Богоматерь Знамение".

     Кроме рассмотренных нами икон, существует еще несколько сюжетных групп:   иконы с изображением различных праздников, например, Рождества, Сретения, Успения и многих других; иконы с изображениями различных святых, например, Георгия Победоносца, апостолов Петра и Павла,   Козьмы и Демьяна и многих других.   Все эти иконы пишутся по определенным канонам, т.е. правилам, определяющим сюжет и композицию изображения.

     Мы познакомились с образами древнерусской живописи, с лежащими в их основе сюжетами. Эти сюжеты, почерпнутые из христианского слова, в основной своей части знакомы всем христианским народам. Но благодаря особому отношению к христианскому  слову,   к задачам, опирающейся на него живописи,   эти сюжеты стали на Руси основой самобытного,   уникального в мировой культуре  явления  древнерусской иконописи.

Читайте далее:

Абстрактный городской пейзаж

Абстрактный городской пейзаж
Правила рисования абстрактного городского пейзажа. На большом куске дешевого серого картона. По секрету могу сообщить, что в данном случае это упаковочный картон, использовавшийся для одежды. Пористая поверхность быстро впитывает воду, однако не...

Рисование русского пейзажа

Рисование русского пейзажа
К бумаге многие известные художники предъявляют три основных требования. Во-первых, бумага должна быть белой. Если вы хотите использовать разнообразную цветовую гамму, то с белой бумагой работать будет проще. На тонированной бумаге цвета могут измениться непредсказуемым...

Акварельный пейзаж-фантазия

Акварельный пейзаж-фантазия
Первый этап выполнения пейзажа в описываемой технике представляет собой подготовительный рисунок карандашом. Поскольку вся работа схематична и абстрактна, и основную роль в ней играет цвет, рисовать карандашом тени не нужно. Только контуры скал и горизонт.

Рисуем гелевой ручкой и акварелью

Рисуем гелевой ручкой и акварелью
Первый этап выполнения пейзажа в технике рисования ручкой с последующей подкраской акварелью - подготовительный рисунок ручкой. Для работы понадобятся гелевые ручки черного цвета. Лучше одинаковые (в процессе рассказа станет ясно, почему). На описываемый здесь лист формата...

Натюрморт

Натюрморт
Натюрморт (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально — мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально —тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.

Пейзаж

Пейзаж
Тема пейзажа – местность (от фр. пейзаж – «местность», «страна»), окружающая среда, естественная или преобразованная человеком природа (земля с ее ландшафтами, видами гор, рек, полей, лесов), город и сельская местность. Соответственно различают природный, сельский и городской (архитектурный, индустриальный и др.) пейзажи.

Объекты живописи

Объекты живописи
Пейзаж, натюрморт, портрет родственны не только по общему эстетическому принципу (переживания мира). Это крайне чувствительные антропоморфные объекты живописи. Один из них легко преобразуется в другой

Портрет в античном стиле

Портрет в античном стиле
Изображение человека как воспроизведение совершенно определенной личности является уникальным созданием греческого искусства. Эпохальное новшество, состоявшее в том, чтобы сугубо личные признаки отдельного человека сделать объектом художественного изображения

Портрет

Портрет
Портрет (Франц. portrait, от portraire - изображать) - изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших реально. В изобразительном искусстве портрет - один из ведущих жанров живописи, скульптуры и графики, а также фотоискусства.

Ода гуаши

Ода гуаши
В прошлом гуашь рассматривалась как материал чисто оформительский, приспособленный лишь для утилитарных нужд и единовременного пользования. Краски красивые, яркие, но не долговечные, бытовало мнение.

Как научиться рисовать

Как научиться рисовать
Если познакомиться с этим рецептом, то овладеть рисунком можно довольно быстро. Однако рисунок требует со стороны рисующего большого сосредоточения, внимания, а также большой любви к искусству.

Реалистический сенсизм

Реалистический сенсизм
Что такое Реалистический сенсизм? Это совершенно новое направление в изобразительном искусстве - основанное на энергетическом, духовном осязании того, что изображает художник.

Современный художник

Современный художник
Первое, что приходит в натренированную масмедийную голову современного среднестатистического обывателя при слове «современный художник» - ползающий на карачках голый человек в собачьем ошейнике, размазывающий краску по дорогой шубе из бутика.

Технические приемы в искусстве

Технические приемы в искусстве
Живописное произведение предстает перед нами, как принято говорить, окном в мир художника, его фантазий, имея в виду, в первую очередь, смысловую нагрузку. Затем, образно-декоративную составляющую картины, где и происходит, на мой взгляд, самое главное!

Спасение шедевров

Спасение шедевров
Со второй половины ХVI века Саксонские курфюрсты коллекционировали произведения искусства. Спустя почти три столетия, после постройки специального здания – творения Тициана, Рембрандта, Ватто и многих других были открыты для публики.

Какова природа искусства

Какова природа искусства
В современной эстетике и искусствоведении до сих пор не утихают споры о том, какова природа искусства, как возникло искусство и как оно развивается. До сих пор не выясненными остаются глубинные вопросы потребности человека в искусстве.

Притча о блудном сыне

Притча о блудном сыне
Иван Балдин Библия уже много столетий является неисчерпаемым источником вдохновения для художников, поэтов, писателей. Не претендуя на новаторство, посмотрим, как три великих художника преломили в кристалле своего творчества одну и ту же притчу.

Принт-копия картины

Принт-копия картины
Многие хотели бы иметь их картины у себя дома. Желающих много, а великих художников единицы и картины их пишутся не один день или даже не один год. Цена этих картин доступна не многим. Выход из этого положения искали начиная со Средневековья.

Пастель, акварель, гуашь

Пастель, акварель, гуашь
Пастель. Названа так от итальянского слова "рабиа" -- тесто (так выглядит незасохшая масса пастельных красок). Пастель состоит из обычных красочных пигментов, но отличается тем, что имеет мало связующих веществ. Пастельные карандаши должны быть сухими и мягкими, чтобы можно было перекрывать один слой другим.

Некоторые методики масляной живописи

Некоторые методики масляной живописи
Прежде чем приступить к живописи маслом, надо упомянуть о необходимых инструментах и материалах. Для живописи маслом кроме красок нам понадобятся четыре плоские щетинные кисти №10, мастихин самого маленького размера для...


AdSense

Новое на сайте

Анри Эмиль Бенуа Матисс Французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма. Выразил праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость бытия («Танец», 1910; «Красные рыбки», 1911)...
Новое на сайте

Античный стиль интерьера Античный стиль всем нам известен великолепными памятниками Древней Греции и Рима, памятниками архитектуры, скульптуры. Отдавая дань господствующей сейчас у нас в стране европейской моде, украинцы тянутся к эстетике прошлого. Стиль интерьера напоминает древнюю Грецию, Рим.
Новое на сайте

Всему миру известна картина Рубенса «Пир богов на Олимпе», но мало кто знает, что дат
Новое на сайте

Пейзаж Тема пейзажа – местность (от фр. пейзаж – «местность», «страна»), окружающая среда, естественная или преобразованная человеком природа (земля с ее ландшафтами, видами гор, рек, полей, лесов), город и сельская местность. Соответственно различают природный, сельский и городской (архитектурный, индустриальный и др.) пейзажи.