Сделать стартовой страницей Добавить в избранное Контакты Карта сайта

Подразделы

Разделы

AdSense

Советуем прочитать

Романтизм Ему соответствуют фольклорные формы декора. Дикий камень, готические формы проемов, зеленые уголки - все эти элементы характерны для романтического стиля. Этот стиль находится как бы вне времени, так как он не спешит расставаться со старыми красивыми вещами.
Новое на сайте

Во Владивостоке совсем недавно открылся, и по сей день действует Музей человеческого варварства и
Новое на сайте

История русской скульптуры Византийское ваяние в России стало известно по византийским художникам, занимавшимся построением и украшением Десятинной церкви в Киеве, Софийского собора в Новгороде, церквей во Владимире на Клязьме и др. Вероятно они имели много последователей между русскими; но по истории нам известны только имена Козьмы и Парами.
Статистика

Музеи и выставки

Музей оружия в Туле

Музей оружия в Туле
Тульское оружейное дело уходит своими истоками в далекое прошлое нашей страны и уже. более четырех столетий служит своему народу. Созданное ради укрепления оборонной мощи Русского государства, оно сделало Тулу не только кузницей боевого оружия, но и одним из центров художественной обработки металла и дерева. Этому способствовали следующие обстоятельства.
Тула с ее крепостью - кремлем (1514-1520 гг.) была в XVI - XVII вв. центром засечной черты - оборонительного рубежа на южной окраине русского государства. Поскольку пограничная служба проходила в постоянных стычках с врагами, то посадские кузнецы должны были осваивать и оружейное дело. Развитию производства оружия способствовало и то, что в 30 верстах от Тулы около Дедославля добывали глыбы бурого железняка. Необходимое для выплавки железа топливо было рядом: дремучие леса - засеки окружали Тулу. К тому же Тула находилась на пересечении торговых путей, которые шли к Москве.
Но до конца XVII в. ведущая роль в производстве оружия, особенно художественного, принадлежала Московской оружейной палате. Географическая близость Москвы и Тулы, общность интересов и задач способствовали постоянному общению туляков с выдающимися мастерами Оружейной Палаты. Возникали прочные производственные и творческие связи, что в большей степени определяло, с одной стороны - передачу навыков и традиций, рост мастерства, с другой - способствовало выработке туляками своего собственного стиля, главные черты которого несли традиции московских оружейников. Эта преемственность характерна и для последующего развития оружейного дела в России, когда уже туляки передавали свой опыт оружейникам Ижевска, Сестрорецка и Златоуста.
В начале XVIII в. , когда столицей России становится Петербург, работы по изготовлению оружия в Оружейной Палате прекращаются, а центром оружейного производства становится Тула, где в феврале 1712 г. Петром I был основан Тульский оружейный завод (ТОЗ) - первенец русской оборонной промышленности, начавший поставки оружия для русской армии в 1714 г.
Обширная деятельность Петра I не ограничивалась военной, политической или промышленной средой. Одно за другим издаются распоряжения Петра I о сохранении "для памяти на вечную славу" памятников военной истории, а в 1724 г. издает Петр I указ, в котором, в частности, говорилось: "... старинные пушки и фузеи не переливать и не портить, а сдавать как курьез в цейхгаузы на хранение".
Именно с этого указа и ведет отсчет своей истории Тульский государственный музей оружия, один из старейших музеев России.
Следуя наказам Петра, стали сохранять уникальные изделия и на заводе. В трудах исследователей истории ТОЗ И. X. Гамеля, С. А. Зыбина, И. Ф. Афремова упоминается о том, что в заводском арсенале, в мастерских хранились образцы старинного отечественного и иностранного оружия, военное снаряжение и трофейные штандарты петровского времени. Об этом пишет и заведовавший в конце прошлого века музеем оружия на заводе капитан И. А. Крылов.
В декабре 1775 г. оружейный завод посетила Екатерина II. Среди прочих заводских редкостей ей показали коллекцию оружия. На ее основе Екатерина II приказала создать Палату редкого и образцового оружия. Впрочем, Палата просуществовала недолго. В 1789 г. перед предполагаемой перестройкой завода, по свидетельству И. А. Крылова, "все первые образцы огнестрельного оружия были переданы по распоряжению императрицы Екатерины Великой в Московскую Оружейную Палату и часть в другие хранилища".
В течение почти ста лет, прошедших со времени посещения Екатерины II, оружейный завод пережил и взлеты, и падения: совершил великий трудовой подвиг в Отечественной войне 1812 г. и сгорел от нелепого пожара в 1834 г. , но коллекция оружия продолжала жить и пополняться.
А в начале 70- х годов XIX в. , во время грандиозной реконструкции завода, его тогдашний начальник генерал В. В. Нотбек поставил перед Главным Артиллерийским управлением вопрос о создании музея оружия при заводе с выделением ему специального помещения, оборудования, утверждения сметы и штатов. Тогда и была возвращена из Оружейной Палаты часть сданного в 1789 г. туда оружия, а в 1884 г. было еще добавлено разное оружие, которое в Оружейной Палате имелось в дубликатах.
Музей был торжественно открыт 30 августа 1873г. в одной из комнат Правления завода. Для размещения 165 экспонатов было изготовлено 17 витрин. Сметой предусматривалось отпускать ежегодно 500 руб. для приобретения "наилучших образцов охотничьего и другого оружия".
В первые годы советской власти, когда горели имения помещиков и дома промышленников, когда закрывались и разрушались церкви, едва не погиб и музей оружия. К 1918 г. все экспонаты разошлись по кабинетам, мастерским и другим помещениям. Предвидя большие трудности, связанные с содержанием музея в новых условиях, и не имея подходящего помещения, председатель правления Первых оружейных заводов РСФСР бывший слесарь Савицкий Н. В. обратился в Центральное правление артиллерийских заводов (ЦеПАЗ) о разрешении передать музей в Губнаробраз. И погиб бы музей, но в ЦеПАЗ нашлись люди, чувствующие ответственность перед историей и понимающие, какую ценность представляет оружие, собранное на оружейном заводе в Туле. ЦеПАЗ на заседании 5 января 1920 г. протоколом №2 постановило: <Принимая во внимание громадное историческое значение Тульских оружейных заводов, как самых старых оружейных заводов республики - предписать в категорической форме собрать все историческое оружейное имущество, находящееся в заводах, и организовать Советский оружейный Музей при 1- х Государственных оружейных заводах. Ответственность за хранение этого редкого имущества, имеющегося по большей части в одном экземпляре, возложить на Правление заводов, каковое и должно озаботиться помещением оружия в особо запирающиеся витрины, приставив специально назначенный караул для охраны этих витрин". Так определялось значение музея при заводе. В соответствии с постановлением ЦеПАЗ все вновь собранные вместе экспонаты были приведены в порядок, отведено помещение над пожарной командой в доме №62 (тогда все заводские здания имели номера), и только через 4 года - 16 ноября 1924 года - музей был открыт. Несмотря на то, что для посещения музея необходимо было соблюдать некоторые формальности, т. к. музей располагался на территории завода, посещаемость была 15-20 тысяч человек ежегодно, в основном музей посещали организованные группы по предварительным заявкам.
В годы Великой Отечественной войны фонды музея находились в Медногорске, на Урале, куда был эвакуирован оружейный завод.
12 декабря 1945 г. музейные экспонаты были возвращены в Тулу и размещены на прежнем месте.
С годами увеличивалась коллекция, возрастал интерес к музею, было много экскурсий из других городов, что было неудобно для оборонного предприятия. В 1959 г. музей разместился в одном из старинных зданий в центре Тулы, где также не было условий для хранения экспонатов, которых к тому времени насчитывалось почти 3 тысячи; экспозиционные площади были маленькие: всего 312 квадратных метров. К тому же в результате многолетней и кропотливой работы научных сотрудников музея был собран большой документальный фонд, позволяющий более полно отразить историю оружейного производства в Туле. Музею было необходимо новое помещение. Путь к нему был долгим. Только в 1972 г. на баланс оружейного завода было передано здание бывшего Богоявленского собора на территории Тульского кремля, которое нуждалось в ремонте и реконструкции. Оружейники очень бережно отнеслись к старинному зданию, построенному во славу русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Едва не погибший историко - архитектурный памятник был спасен и зажил новой жизнью с открытием в нем 18 мая 1989 г. новой музейной экспозиции, а вернее - нового Тульского музея оружия. Была решена главная задача - на новых больших площадях (2000 кв. м) при новом музейном оборудовании показана уникальная коллекция оружия, позволяющая проследить параллельно с аналогичным оружием других стран, все этапы эволюции русского стрелкового оружия, развитие инженерно - технической мысли, прогресс русской оборонной промышленности в разные периоды истории России. Благодаря тому, что история большинства экспонатов прослеживается в архивных документах, коллекция музея имеет и огромное историческое значение.
Безмолвными свидетелями великих событий
XVIII в. стоят сегодня в витринах ударно - кремневые ружья, карабины, штуцеры и мушкетоны. Застывшими молниями кажутся русские шпаги, сабли,
палаши. С этим оружием добывали славу России под
Полтавой и в Альпах, под Кюнерсдорфом и Измаилом. Именно эти коллекции, коллекции холодного и
огнестрельного оружия тульского производства, являются самыми значительными. И это не случайно:
ведь ТОЗ с начала XVIII в. становится центром оружейного производства России, и вскоре его продукция получает мировую известность.
Изделия тульских оружейников отличались большим мастерством художественной обработки металла и дерева, а также качеством технического исполнения оружия.
Многие образцы, такие, как охотничий карабин, изготовленный в 1775 г. в память о посещении ТОЗ Екатериной II, являются редчайшими памятниками, не имеющими аналогов в музеях мира. К таким образцам относятся и охотничьи тесаки XVIII столетия, любовно украшенные, в которых все гармонично и целесообразно. В музее хранятся ружья, получившие высшие награды на I Политехнической выставке в Москве в 1872 г.
Крупного успеха и международного признания добились тульские оружейники в XIX в. Их изделия были удостоены высших наград на выставке в Филадельфии в 1876 г. и на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Кажется, до сих пор благородный блеск золотых медалей лежит на изделиях работы А. Г. Полосатова, Н. К. Морозова, М. И. Степанова. Большой исторической ценностью является хранящееся в музее казнозарядное охотничье ружье под унитарный патрон. На ружье золотом наведена надпись: "Поставщик императорских дворов Н. И. Гольтяков в Туле". Изготовлено ружье в конце 70- х - начале 80- х гг.
XIX в. и экспонировалось на первой в России специализированной выставке охотничьего оружия. Принадлежало оно Великому князю Николаю Николаевичу и после 1917 г. было передано в музей.
Коллекция охотничьего оружия как старинного, так и современного, показывает, что охотничье оружие шло и всегда идет впереди боевого, являясь показателем достижений оружейной техники и оружейного мастерства. Эта коллекция - украшение всего собрания музея, с которой могут соперничать лишь немногие музеи России.
Необычайно притягательной силой обладает коллекция действующих миниатюрных моделей охотничьего и боевого оружия, свидетельствующая об особой точности и мастерстве в изготовлении "курьезных вещей", которыми во все времена славились тульские оружейники. Большую ценность представляет восточное оружие. Коллекция не систематическая, но дает достаточно полное представление о художественном направлении развития оружейного мастерства в Турции и Иране, а также о разных типах и видах восточного оружия. Малайский кинжал - крис, непальский нож кукри, сирийский хопеш - все эти редчайшие образцы имеются в коллекции. Значительное место занимает западноевропейское огнестрельное оружие, которое представлено работами немца И. Шинцеля, поляка И. Миллота, англичан Б. Эгга и Д. Хамена, итальянцев Л. Лазарини и Л. Каминаццо, испанца Э. Диего. Особое место занимает казачья винтовка, изготовленная в Бельгии на фабрике Таннера. Ствол воронен в черный цвет; украшена винтовка растительным орнаментом: крупные золотые листья и цветы на черном фоне.
Многочисленны коллекции боевого оружия, применяемого русскими солдатами в разное время.
Особое место занимает оружие конструкции С. И. Мосина. Эта уникальная коллекция - от опытных образцов 1885 г. до карабинов Великой Отечественной войны - является единственной в мире по разнообразию и значимости составляющих ее памятников. Особенно ценным образцом является опытная винтовка калибра 3, 15 линии (8 мм). Таких винтовок было изготовлено всего 5 штук, и сегодня они представляют большую историческую ценность. Хранятся две образцовые винтовки, которые служили эталоном при серийном производстве. Они и сегодня могут быть использованы в качестве первоисточников при изучении магазинных винтовок.
Достаточно полно в подлинных документах, фотографиях, образцах оружия представлена творческая деятельность многих отечественных конструкторов, в том числе и тех, кто работал в Туле.
Гордостью музея является собрание авиационных пулеметов и пушек, которое интересно, разнообразно, значимо и позволяет проследить этапы создания этих образцов и понять, почему авиационное вооружение постепенно выделилось в отдельное направление военной техники. Так, ШКАС, разработанный в ПКБ ТОЗ в 1932 г. , стал первым в мире специальным пулеметом, спроектированным на научной основе в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к авиационному автоматическому оружию. Авиационное оружие представлено в музее системами Б. Г. Шпитального, И. А. Комарицкого, С. А. Ярцева, А. А. Волкова, М. Е. Березина. Их оружие стало оружием Победы в Великой Отечественной войне.
Послевоенный период характеризуется стрелковым оружием С. Г. Симонова, М. Т. Калашникова, Н. Ф. Макарова, И. Я. Стечкина. Особенность музея в том, что здесь можно познакомиться с деятельностью не только знаменитых конструкторов, но и тех, чьи образцы встречаются в других музеях крайне редко или не представлены вообще. Так впервые был создан экспозиционный комплекс, рассказывающий о конструкторской деятельности Г. А. Коробова, вечного "соперника" М. Т. Калашникова.
Стрелково - пушечное вооружение знакомит посетителей с достижениями наших современников - тульских конструкторов оружия, которое состоит сегодня на вооружении самолетов, вертолетов, кораблей и бронемашин. Некоторые из этих образцов не имеют аналогов за рубежом, что является ярким свидетельством приоритета тульской конструкторской мысли.
Оружие специального применения показывает только наш музей. И также впервые наша музейная экспозиция рассказала о ГНПП "Сплав", являющимся разработчиком артиллерийских гильз и реактивных систем залпового огня (РСЗО). Прославившиеся по всему миру РСЗО "Град" и "Смерч" неизменно вызывают большой интерес посетителей музея. Экспозиция знакомит с последними достижениями в этой области.
Безусловно, создание новых систем оружия, их производство и применение по - разному отражаются на мировоззрении и философии людей. Но при этом необходимо помнить, что каждый хранящийся в музее образец оружия - памятник нашей истории, запечатлевший уровень развития науки и техники, ибо известно, что самые передовые идеи и гениальные конструкторские мысли чаще всего воплощались в оружии.
Сегодня неповторимое собрание музея, ставшего в августе 1996 г. государственным музеем, насчитывает около 8000 единиц хранения.
Фонды музея позволяют устраивать юбилейные и тематические выставки, вести научно - исследовательскую работу, результаты которой отражены в специальных сборниках, каталогах, журнальных и газетных публикациях.
Музейный архив и библиотека - неотъемлемая часть всего богатства музея и составляют единое целое с вещественными памятниками, являясь научной базой для изучения и описания фондовых коллекций.
И чем дальше уходит время, тем большую историческую значимость приобретает музей, его коллекции, которые являются гордостью не только Тулы, но и России.

Читайте далее:

ГМИИ им. А.С.Пушкина

ГМИИ им. А.С.Пушкина
До 1937 Музей изящных искусств. Второе по значению (после Эрмитажа) в Российской Федерации собрание памятников древневосточного, древнеегипетского, античного и западноевропейского искусства. Открыт в 1912 как музей слепков по инициативе И. В. Цветаева...

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей
До 1917 — Русский музей императора Александра III. Крупнейший в России (наряду с Третьяковской галереей) музей русского и современного искусства. Учрежден в 1895; открыт в 1898 в Михайловском дворце (1819-25, архитектор К. И. Росси, западный корпус — 1914-16, архитектор Л. Н. Бенуа).

Лувр

Лувр
Лувр - древний замок французских королей - сегодня выглядит так, как он выглядел еще в эпоху Генриха IV и Людовика XIII, когда была предпринята кардинальная перестройка средневекового здания. Ныне это один из крупнейших в мире музеев. И хотя в его гигантской экспозиции наряду...

Венский Художественно-исторический музей

Венский Художественно-исторический музей
Венский Художественно-исторический музей (Kunsthistorisches Museum) находится в самом центре австрийской столицы, на площади Марии Терезии (Maria-Theresien-Platz), напротив императорской резиденции Хофбург, ранее возведенной на другой стороне Ринга. Это одно из монументальных...

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор
В Санкт-Петербурге последних лет царствования Петра I было четыре собора: Петропавловский, Троицкий, Успения Богородицы и св. Исаакия Далматского. Причем и первый, и последующие Исаакиевские храмы самым тесным образом были связаны с российскими императорами и российской государственностью.

Историко-культурный музей-заповедник

Историко-культурный музей-заповедник
Историко-культурный и природный музей-заповедник "Томская писаница" основан в 1988-1995 гг. на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 15 февраля 1988 г. N 51.Музей-заповедник располагается на площади 140 га лесопарковой зоны на правом берегу р. Томи в Яшкинском районе Кемеровской области.

Музей г.Северска

Музей г.Северска
24 декабря 1987 г. постановлением бюро Томска-7 комитета КПСС и исполнительного комитета городского Совета народных депутатов за номером Б-42/19 был основан Выставочный зал-музей г. Северска, который с февраля 1997 г. переименован в муниципальное учреждение "Музей г. Северска"

Павлодарский музей

Павлодарский музей
Павлодарский областной музей советского изобразительного искусства - второй в Казахстане художественный музей, был создан в 1964 году по Приказу Министерства Культуры КазССР на основе художественного отдела Павлодарского областного историко-краеведческого музея в связи с 10 - летием освоения Целины по инициативе местных художников и интеллигенции.

Британский музей

Британский музей
Британский Музей содержит в своей коллекции большое собрание искусства древней старины и современных культур. Это собрание - одно из самых великолепных из уже существующих на данный момент, охватывает два миллиона лет человеческой истории. И что самое главное доступ к собраниям абсолютно свободен для каждого посетителя

Венгерский Национальный музей

Венгерский Национальный музей
Венгерский Национальный музей был основан в 1802 году. Значительную роль в этом сыграли идеи французского Просвещения, которые как во всей Европе, так и в Венгрии способствовали открытию для широкой публики некоторых аристократических коллекций.

Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства.

Музей Прадо

Музей Прадо
Мадридский художественный музей Прадо был основан в 1819 году (здание музея достраивалось вплоть до 1830 года). Однако начало его коллекции было положено много раньше.

Саратовский Радищевский музей

Саратовский Радищевский музей
По инициативе Алексея Петровича Боголюбова (1824-1896), европейски известного художника, "историографа русского флота" и внука знаменитого А.Н. Радищева, в январе 1878 года решением Саратовской городской думы был учрежден Радищевский музей - первый в России провинциальный общедоступный художественный музей.

Галерея им. И.К. Айвазовского

Галерея им. И.К. Айвазовского
В конце лета 1844 г., покорив европейские столицы, Айвазовский вернулся в Петербург, где его ожидали почет и слава, звание академика живописи. Художник был причислен к Главному морскому штабу в звании первого живописца и по его поручению писал виды русских северных портов и приморских городов.

Палеонтологический музей

Палеонтологический музей
Палеонтологический музей им. Ю.А.Орлова является неотъемлемой частью Палеонтологического института РАН. Он по праву считается одним из крупнейших естественноисторических музеев мира. Экспозиция Музея посвящена эволюции органического мира Земли.

Санкт-Петербургский музей восковых фигур

Санкт-Петербургский музей восковых фигур
Искусство воскового портрета в Европе существует много веков и тысячелетий. Человек обращался к работе с воском ещё на ранних этапах своей истории. В силу своих качеств воск воспринимался древними некой субстанцией, которая как бы соединяла два несоединимых мира - мир живых и мир мертвых.

Музей истории донского казачества

Музей истории донского казачества
Музей истории донского казачества - первый музей на Дону и Юге России. Он воплотил в себе результат многолетних усилий прогрессивной общественности края, стремившейся к изучению и увековечиванию истории Отечества.

Лондонская Национальная галерея

Лондонская Национальная галерея
Экспозиция этого музея не относится к числу самых обширных. Но качественно он не уступает таким гигантам, как парижский Лувр или петербургский Эрмитаж. По отношению количества всемирно известных шедевров к общему размеру коллекции Лондонской Национальной галерее в мире нет равных.

Национальная галерея Шотландии

Национальная галерея Шотландии
Одна из старейший картинных галерей Шотландии, Национальная галерея открылась для публики в 1859 году. С тех пор она привлекает любителей искусства не только самой богатой в Шотландии коллекцией европейской живописи и скульптуры, но и собственно обликом музея.

Египетский музей в Каире

Египетский музей в Каире
Огромный интерес к Древнему Египту возник у европейцев на рубеже XVII и XVIII веков и был обусловлен по крайней мере тремя факторами: наполеоновским походом в Египет в 1798 году, открытием Розеттского камня в 1799 году, а также изданием во Франции в 1809-1816 годах наиболее полного научного труда "Описание Египта".


AdSense

Новое на сайте

Алексей Петрович Антропов В творчестве Алексея Петровича Антропова (17.03.1716 - 23.07.1795) явственно прослеживается преемственность между живописцами-пенсионерами эпохи Петра I и художниками второй половины XVIII века. Лучшие достижения мастера проявились...
Новое на сайте

Маньеризм Изысканная техника, виртуозность манеры, демонстрация мастерства не соответствует скудости замысла, вторичности и подражательности идей. В Маньеризме присутствует усталость стиля, исчерпанность его жизненных источников.
Новое на сайте

Скульптура Западной Индии Художественные традиции Западной Индии 9-12 в. процветали под покровительством Пратихаров в Раджастане, Соланки в Гуджарате и Чахамана в Харияне. Большинство этих царей занимались возведением индуистских храмов...
Новое на сайте

Биография художника Ивана Константиновича Айвазовского Иван Константинович Айвазовский родилс