Сделать стартовой страницей Добавить в избранное Контакты Карта сайта

Подразделы

Разделы

AdSense

Советуем прочитать

Объекты живописи Пейзаж, натюрморт, портрет родственны не только по общему эстетическому принципу (переживания мира). Это крайне чувствительные антропоморфные объекты живописи. Один из них легко преобразуется в другой
Новое на сайте

Франсуа Буше Буше (Francois Boucher) - французский живописец, родился в Париже 29 сентября 1703, умер 80 мая 1770 года. Отец его Николай Б. бедный учитель живописи и рисовальщик узоров для вышивки, был, по видимому, первым его учителем.
Новое на сайте

Модерн - понятие, родившееся во время развития европейского искусства XIX-XX вв. Название &ldqu
Статистика

Музеи и выставки

Выставка Гармония и контрапункт

Выставка Гармония и контрапункт

Со 2 декабря 2003г. по 2 февраля 2004г. в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина действовала выставка "Гармония и контрапункт" (Россия - Германия. Живопись. XIX век) посвящена диалогу двух живописных школ, переживших в XIX столетии период своего расцвета. Она проводится в рамках традиционного фестиваля "Декабрьские вечера" и включает 97 картин из музеев России и Германии. Россия и Германия - государства, имеющие многовековую историю отношений. Обе страны пережили в XIX веке важные социальные изменения, нашедшие отражение в культуре и искусстве.

Немецкие переселенцы, "российские немцы" - коммерсанты, инженеры, учёные и художники из поколения в поколение исправно служили России. Творчество и судьбы многих немецких художников XIX столетия были непосредственно связаны с Россией, такие мастера как, К.Ф.Бодри, Ю.В.Гаген-Шварц, М.К.Клодт столь сроднились с Россией, что причисляются к русской школе. Искусство XIX столетия явление сложное, но все-таки обладающее определенной целостностью. Относительно русской культуры Ю.М.Лотман отмечал, что "можно говорить о культурном пространстве между Пушкиным и Чеховым как о бесспорном едином историческом явлении" Такие же реальные ориентиры применимы по нашему мнению и к немецкому культурному пространству, заключенному между Гёте и Томасом Манном.

Несмотря на всю условность таких границ, они определяют временные рамки столетия. Соединение в одной экспозиции произведений разных школ, их параллельное экспонирование создает дополнительную точку зрения, когда каждое произведение можно увидеть не только "внутри", в ряду произведений своей национальной школы, но и "извне", среди современных работ мастеров другой национальности и другого художественного менталитета. На примере произведений выдающихся русских и немецких живописцев XIX века показаны основные пути развития обеих художественных школ, их национальное своеобразие, а также сближение под влиянием общеевропейских художественных тенденций, обусловивших черты сходства и различия в реализации близких сюжетных и образно-пластических задач.

Внутри близких стилистических групп работы сопоставляются по жанрам, что наглядно демонстрирует сходство и различия в восприятии и живописном решении одних и тех же сюжетов. На выставке также представлены разные художественные центры Германии и России. Столетиями существовавшие независимые немецкие королевства и княжества формировали свои художественные центры. Германия, в отличие от России, не имела единой национальной художественной традиции. Даже в конце XIX века каждый из художественных центров - Берлин, Мюнхен, Дюссельдорф, Дрезден, Веймар, Франкфурт на Майне и другие, - сохраняли свои традиции, вкусы, "отдельный характер и физиономию".

В России художественная жизнь сосредотачивалась в Петербурге, в новой столице, и в Москве, где к концу столетия сформировалась своя школа, которую отличал интерес к непосредственному восприятию натуры, к социальной, современной проблематике. В художественном языке произведений на протяжении XIX столетия шёл постоянный "спор" идеального и реального. Первая половина столетия проходила в большой степени под знаком "идеального", во второй - успехи "реального" были более значительны. Выставка состоит из четырёх основных разделов, отражающих смену основных художественных направлений. Романтизм. Наиболее значительное направление первой половины XIX века.

Представлены основные жанры, раскрывающие стилистику направления - историческая картина, портрет, пейзаж. В Риме в первой половине XIX века существовали колонии русских и немецких художников, оставивших наиболее значительный след в живописи двух стран. Итальянское пенсионерство стало важным и наиболее плодотворным этапом в творчестве Ф.Матвеева, М.Лебедева, О.Кипренского, Сильв. Щедрина, А.А.Иванова, Ф.Бруни, К.Брюллова. В 1810 году в Риме обосновались назарейцы - немецкие художники "Братства Св. Луки", в том числе П.Корнелиус, А.Кох, братья Риппенхаузены, Ф. Фейт. Обновляя язык классицистической живописи, они искали синтез двух путей - "от Дюрера к натуре, от Рафаэля к идеалу" (Д.В.Сарабьянов). Истинным искусством они считали лишь то, которое вытекает из религии, заимствует у неё содержание и облекает в идеальные формы.

На выставке представлены работы на евангельские сюжеты А.Иванова, Ф.Бруни, П.Басина и Й.Д.Пассавана, П.Корнелиуса. Автопортреты показывают, как видели себя немецкие и русские художники: О.Рунге и О.Кипренский; Ф.Овербек и А.Варнек. Другой неизменной темой художников-романтиков была итальянская природа. В экспозицию включены идеальные ландшафты с архитектурными памятниками Ф.Матвеева и А.Коха, М.Лебедева и К.Ф.Шинкеля (в копии В.Альборна). Удивительную близость демонстрируют пленэристические искания в пейзажах Сильв. Щедрина и Й.Ребеля. Сложные смысловые параллели рождает сопоставление пейзажей Александра Иванова и Давида Каспара Фридриха. Бидермайер - немецкий термин, обозначающий искусство, в котором на первый план выходят ценности повседневной, буржуазной, городской жизни; домашний мир "маленького" человека.

Бидермайер существовал параллельно романтизму в первой половине XIX века. В немецкой школе бидермайер имеет чёткие хронологические рамки - 1815-1848 годы. Среди европейских школ именно в Германии и России он получил особое развитие. На выставке представлены работы центральной фигуры "русского бидермайера" А.Г.Венецианова и его учеников, заложивших основу русской национального жанра и "интерьерной" картины. Поразительную близость живописного решения группового портрета демонстрируют "Портрет Гертруды Эггены с детьми" (1850) кассельского художника И.Э.Иле и "Портрет семьи Турчаниновых" (1848) С.К.Зарянко. Семейные портреты вводят в идеальный мир семьи, рисуют сентиментальный образ размеренной домашней жизни. А сравнение "Портрета мальчика" (около 1840) И.Э.Иле и "Портрета сына" (около 1818) В.А.Тропинина скорее подчеркивает различия в художественном воплощении детского образа.

Утверждение К.Н.Батюшкова: "Пейзаж должен быть портрет!", - может рассматриваться как девиз пейзажистов периода бидермайера. Ему в полной мере соответствуют пейзажи берлинца Э.И.Ф.Гертнера и российского немца К.П.Бодри. Реалистическое направление. Реалистическая живопись середины столетия была тесно связана с политическими событиями в истории государств. Анализируя социальные явления реальной жизни, художники искали выразительные средства, доступные и понятные массовому народному сознанию.

Символом протеста против бесправия и тяжелейшего гнета, в котором находились рабочие, стала картина К.В.Хюбнера "Ткачи" (1844). Сознательный выбор художниками тем, непосредственно отражающих быт, уклад повседневной жизни народа, в целом характерен как немецким, так и русским художникам. Социальные темы нашли воплощение в произведениях Л.Кнауса и В.Г.Перова, к ним обращались крупнейшие мастера реалистической живописи двух стран, А.Менцель и И.Репин. Художники, откликаясь на важные политические события, исследуя явления обыденной жизни, стремились с максимальной точностью передать неповторимые черты природы родной страны, типы и характеры её обитателей. Наиболее распространённые жанровые темы в творчестве художников-реалистов - чтение (В.Лейбль), рукоделие (Х.Тома и К.Е.Маковский), музицирование (В.Г.Перов, В.Е.Маковский).

В середине столетия русские и немецкие художники часто встречались в Париже - художественном центре новой европейской культуры. Русские также стали активно посещать различные города Германии, но основным художественным центром, привлекавшим их внимание, был Дюссельдорф. В дюссельдорфской Академии поступательно развивались наиболее востребованные реалистические жанры - пейзаж и жанровая картина, особой славой среди русских пользовались мастерские братьев Андриса и Освальда Ахенбахов. В Дюссельдорфе побывали Г.Г.Мясоедов, В.Г.Шварц, В.Г.Перов. Длительное время там работали представленные на выставке И.И.Шишкин, Л.Л.Каменев, В.И.Якоби, Э.Г.Дюккер.

Символизм и модерн конца XIX - начала ХХ века. Рубеж веков демонстрирует разнообразие стилевых направлений: символизм, натурализм, импрессионизм, модерн. Рядом с мастерами старшего поколения, реалистами Менцелем и Репиным, работали символисты А.Бёклин и М.Врубель. Местом интенсивного общения художников в этот период становится Мюнхен. Многие русские художники начинают показывать свои работы на выставках мюнхенского "Сецессиона". Среди них были представленные на выставке И.Репин, И.Левитан, В.Серов, К.Коровин, И.Грабарь, И.Шишкин, М.Клодт, В.Верещагин.

Среди русских художников высоко ценились произведения ведущих представителей Мюнхенской школы - А.Бёклина, Ф.Ленбаха, Ф.Штука. В свою очередь русские живописцы становились известными немецкой публике. На Берлинской международной выставке 1896 года было представлено почти 50 русских художников. Немецкие собратья по цеху высоко ценили произведения Верещагина и Айвазовского. Произведения живописцев конца века утрачивали сюжетность, что было важной составляющей живописи XIX столетия. Это наглядно демонстрирует сравнение работ двух ведущих мастеров импрессионизма - К.Коровина ("Хозяйка", 1896, "Бумажные фонарики", 1898) и М.Либермана ("Мужчина с попугаями", около 1902), "Дорога в школу в Эдаме", 1904).

Они изысканно декоративны, наполнены чувством радости, у Либермана с более сильной живописной экспрессией, в которой просматриваются истоки новых художественных течений ХХ века. И хотя выставка не затрагивает весь спектр многогранных взаимоотношений русской и немецкой живописи XIX века, она намечает основные, наиболее важные моменты их взаимосвязей в период расцвета национальных живописных школ.

Читайте далее:

ГМИИ им. А.С.Пушкина

ГМИИ им. А.С.Пушкина
До 1937 Музей изящных искусств. Второе по значению (после Эрмитажа) в Российской Федерации собрание памятников древневосточного, древнеегипетского, античного и западноевропейского искусства. Открыт в 1912 как музей слепков по инициативе И. В. Цветаева...

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей
До 1917 — Русский музей императора Александра III. Крупнейший в России (наряду с Третьяковской галереей) музей русского и современного искусства. Учрежден в 1895; открыт в 1898 в Михайловском дворце (1819-25, архитектор К. И. Росси, западный корпус — 1914-16, архитектор Л. Н. Бенуа).

Лувр

Лувр
Лувр - древний замок французских королей - сегодня выглядит так, как он выглядел еще в эпоху Генриха IV и Людовика XIII, когда была предпринята кардинальная перестройка средневекового здания. Ныне это один из крупнейших в мире музеев. И хотя в его гигантской экспозиции наряду...

Венский Художественно-исторический музей

Венский Художественно-исторический музей
Венский Художественно-исторический музей (Kunsthistorisches Museum) находится в самом центре австрийской столицы, на площади Марии Терезии (Maria-Theresien-Platz), напротив императорской резиденции Хофбург, ранее возведенной на другой стороне Ринга. Это одно из монументальных...

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор
В Санкт-Петербурге последних лет царствования Петра I было четыре собора: Петропавловский, Троицкий, Успения Богородицы и св. Исаакия Далматского. Причем и первый, и последующие Исаакиевские храмы самым тесным образом были связаны с российскими императорами и российской государственностью.

Историко-культурный музей-заповедник

Историко-культурный музей-заповедник
Историко-культурный и природный музей-заповедник "Томская писаница" основан в 1988-1995 гг. на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 15 февраля 1988 г. N 51.Музей-заповедник располагается на площади 140 га лесопарковой зоны на правом берегу р. Томи в Яшкинском районе Кемеровской области.

Музей г.Северска

Музей г.Северска
24 декабря 1987 г. постановлением бюро Томска-7 комитета КПСС и исполнительного комитета городского Совета народных депутатов за номером Б-42/19 был основан Выставочный зал-музей г. Северска, который с февраля 1997 г. переименован в муниципальное учреждение "Музей г. Северска"

Павлодарский музей

Павлодарский музей
Павлодарский областной музей советского изобразительного искусства - второй в Казахстане художественный музей, был создан в 1964 году по Приказу Министерства Культуры КазССР на основе художественного отдела Павлодарского областного историко-краеведческого музея в связи с 10 - летием освоения Целины по инициативе местных художников и интеллигенции.

Британский музей

Британский музей
Британский Музей содержит в своей коллекции большое собрание искусства древней старины и современных культур. Это собрание - одно из самых великолепных из уже существующих на данный момент, охватывает два миллиона лет человеческой истории. И что самое главное доступ к собраниям абсолютно свободен для каждого посетителя

Венгерский Национальный музей

Венгерский Национальный музей
Венгерский Национальный музей был основан в 1802 году. Значительную роль в этом сыграли идеи французского Просвещения, которые как во всей Европе, так и в Венгрии способствовали открытию для широкой публики некоторых аристократических коллекций.

Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства.

Музей Прадо

Музей Прадо
Мадридский художественный музей Прадо был основан в 1819 году (здание музея достраивалось вплоть до 1830 года). Однако начало его коллекции было положено много раньше.

Саратовский Радищевский музей

Саратовский Радищевский музей
По инициативе Алексея Петровича Боголюбова (1824-1896), европейски известного художника, "историографа русского флота" и внука знаменитого А.Н. Радищева, в январе 1878 года решением Саратовской городской думы был учрежден Радищевский музей - первый в России провинциальный общедоступный художественный музей.

Галерея им. И.К. Айвазовского

Галерея им. И.К. Айвазовского
В конце лета 1844 г., покорив европейские столицы, Айвазовский вернулся в Петербург, где его ожидали почет и слава, звание академика живописи. Художник был причислен к Главному морскому штабу в звании первого живописца и по его поручению писал виды русских северных портов и приморских городов.

Палеонтологический музей

Палеонтологический музей
Палеонтологический музей им. Ю.А.Орлова является неотъемлемой частью Палеонтологического института РАН. Он по праву считается одним из крупнейших естественноисторических музеев мира. Экспозиция Музея посвящена эволюции органического мира Земли.

Санкт-Петербургский музей восковых фигур

Санкт-Петербургский музей восковых фигур
Искусство воскового портрета в Европе существует много веков и тысячелетий. Человек обращался к работе с воском ещё на ранних этапах своей истории. В силу своих качеств воск воспринимался древними некой субстанцией, которая как бы соединяла два несоединимых мира - мир живых и мир мертвых.

Музей истории донского казачества

Музей истории донского казачества
Музей истории донского казачества - первый музей на Дону и Юге России. Он воплотил в себе результат многолетних усилий прогрессивной общественности края, стремившейся к изучению и увековечиванию истории Отечества.

Лондонская Национальная галерея

Лондонская Национальная галерея
Экспозиция этого музея не относится к числу самых обширных. Но качественно он не уступает таким гигантам, как парижский Лувр или петербургский Эрмитаж. По отношению количества всемирно известных шедевров к общему размеру коллекции Лондонской Национальной галерее в мире нет равных.

Национальная галерея Шотландии

Национальная галерея Шотландии
Одна из старейший картинных галерей Шотландии, Национальная галерея открылась для публики в 1859 году. С тех пор она привлекает любителей искусства не только самой богатой в Шотландии коллекцией европейской живописи и скульптуры, но и собственно обликом музея.

Египетский музей в Каире

Египетский музей в Каире
Огромный интерес к Древнему Египту возник у европейцев на рубеже XVII и XVIII веков и был обусловлен по крайней мере тремя факторами: наполеоновским походом в Египет в 1798 году, открытием Розеттского камня в 1799 году, а также изданием во Франции в 1809-1816 годах наиболее полного научного труда "Описание Египта".


AdSense

Новое на сайте

ГМИИ им. А.С.Пушкина До 1937 Музей изящных искусств. Второе по значению (после Эрмитажа) в Российской Федерации собрание памятников древневосточного, древнеегипетского, античного и западноевропейского искусства. Открыт в 1912 как музей слепков по инициативе И. В. Цветаева...
Новое на сайте

Церковь Петра Митрополита Шатровая церковь Петра Митрополита (1585) – одна из редких сохранившихся в Переславле-Залесском отдельных церквей, построенных ранее XVII века. Она поставлена на месте более древней деревянной, первое упоминание о которой есть...
Новое на сайте

Абстрактный городской пейзаж Правила рисования абстрактного городского пейзажа. На большом куске дешевого серого картона. По секрету могу сообщить, что в данном случае это упаковочный картон, использовавшийся для одежды. Пористая поверхность быстро впитывает воду, однако не...
Новое на сайте

Храмовая скульптура Индии Храмовая скульптура является выcoкоорганизованной и сложной формой искусства, coздаваемой в различных его видах и различными споcoбами с двойной целью - запечатлеть в камне краcoту и историческое повествование. В храмах находятся и отдельно стоящие статуи, или фигуры...