Сделать стартовой страницей Добавить в избранное Контакты Карта сайта

Подразделы

Разделы

AdSense

Советуем прочитать

Врубель Жизнь художника — развитие его творческой силы, это настоящая биография художника, которой одни обломки являются в происшествиях ежедневной жизни... Материалы жизни художника суть одни — его произведения», — так писал некогда В.Ф. Одоевский.
Новое на сайте

Одним из богатейших собраний художества в США является Национальная галерея искусств Вашингтона.
Новое на сайте

Васнецов Виктор Михайлович Родился Васнецов 3 мая 1848 года в небольшом глухом селе Вятской губернии в семье священника. Образование в биографии Васнецова было получено в Вятской духовной семинарии. А вот художественный стиль Васнецова...
Статистика

Музеи и выставки

Историко-культурный музей-заповедник

Историко-культурный музей-заповедник

Историко-культурный и природный музей-заповедник "Томская писаница" основан в 1988-1995 гг. на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 15 февраля 1988 г. N 51.Музей-заповедник располагается на площади 140 га лесопарковой зоны на правом берегу р. Томи в Яшкинском районе Кемеровской области.

Основу музея составляет древнее святилище "Томская писаница".

В составе музея несколько комплексных зон показа под открытым небом:
Томская писаница.
Архитектурно-этнографическая территория "Шорский улус Кезек".
Зона мифологии, эпоса и календарей народов Сибири.
Археодром с древними жилищами и погребениями.
Музей наскального искусства Азии.
Природа музея-заповедника.
Музей естественной истории (историческая геология, минералогия, палеонтология).

ДРЕВНЕЕ СВЯТИЛИЩЕ "ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА"

Томская писаница - уникальный памятник наскального искусства, культуры и истории народов Сибири. Первые сведения о рисунках на р. Томь появились в начале XVII в. С тех пор интерес к Писанице не ослабевал.

На памятнике около 280 рисунков. Это лоси, медведи, антропоморфные изображения, личины, солярные знаки, хищники, птицы и лодки. Самые ранние рисунки относятся к концу неолита - к IV-Ill тысячелетию до н.э. Люди конца каменного века занимались охотой, рыболовством. Это нашло отражение в наскальном искусстве. Среди рисунков преобладают изображения лосей. На Томской писанице показаны все способы охоты: с петлей, копьем, животные, пораженные стрелой и попавшиеся в загон.

   Необыкновенно искусно выбиты изображения птиц. Своеобразным символом писаницы стало изображение совы.

С лосями связаны антропоморфные изображения. Это схематичные рисунки людей часто в звериных масках, которые или охотятся на зверей или участвуют в оплодотворении животных. Среди изображений выбиты знаки солнца.

Особый интерес представляют стилизованные рисунки лодок. Лодка была связана с повседневной жизнью человека. Однако известно и совсем другое назначение лодок. У многих народов мира с лодкой связано представление о путешествии умерших сородичей по "реке смерти" в "страну мертвых", т.е. в потусторонний мир.

Вторая большая группа изображений относится к эпохе бронзы, к II тыс. до н.э. Среди них уникальный олень-солнце, танцующие птицелюди, таинственные личины. Очевидно, это образы не реальных людей, а духов-предков.

Изображения эпохи бронзы отличаются по технике и стилю от более древних рисунков. Среди них "объемные" контурно прочерченные изображения.

Томская писаница это древнее природно-историческое святилище. Здесь, на каменном уступе охотники устраивали родовые праздники в честь своих предков, пробуждения природы, удачной охоты.

В культовых сценах они изображали размножение животных, удачную охоту, задабривание духов-покровителей. Среди рисунков выделяются настоящие шедевры необыкновенно реалистично изображенные лоси, попавшие в петлю животные. Мы чувствуем боль и страх умирающих животных. Такого же трагизма исполнены фигуры зверей, пораженных гарпуном и стрелой. Очень изящно изображение скачущей в галопе лани. У нее маленькая головка, тонкая шея, устремленное вперед вытянутое туловище, красивые тонкие ноги. В спине лосенка торчит гарпун.

Уникальная композиция расположена вверху, в нише. На камне нанесены лосиные самки. Их много, они идут плотной массой слева направо, к востоку. Перед ними - три солнечных круга. А сверху изображена антропоморфная фигура с фаллосом. Это сцена оплодотворения лесных животных.

Томская писаница уникальный памятник евразийской и мировой культуры и истории. Это древнее святилище было культовым центром большой группы народов Западной Сибири на протяжении многих веков.

ПРИРОДА МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА"

Флора "Томской писаницы" богата и разнообразна. На ее плошали найдено около 400 видов высших растений (1/4 флоры Кемеровской области), из них 39 видов деревьев и кустарников, многочисленные травянистые растения. Из них 5 видов являются третичными реликтами, один вид - ковыль перистый внесен в "Красную книгу". Около 40 видов являются редкими на территории Кузбасса и нуждаются в охране.

Территория музея-заповедника включает редкие для Кемеровской области сосновые боры, которые узкой полосой тянутся по крутому правому берегу Томи, а также небольшие участки лугов и березовых лесов. Вдоль речки Писаной расположены заросли пойменных ивняков. На южных каменистых склонах коренного берега Томи развиты степные сообщества.

Сосновый бор занимает около 90°/о территории заповедника. Встречаются такие растения, как папоротник-орляк, сныть обыкновенная, осока большехвостая, лилия кудреватая, бубенчик лилиелистный, грушанка круглолистная, десятки видов луговых трав. На скальных выходах произрастают такие редкие для области растения, как гвоздика разноцветная, фиалка скальная, лук-слезун, типчак, ковыль-волосатик, чабрец - богородская трава.

Животный мир музея-заповедника также разнообразен. Конечно, на столь небольшой территории крупные животные встречаются редко. Здесь можно увидеть косулю. Заповедник пересекает древняя лосиная тропа, ведущая к переправе через Томь, и по ней регулярно проходят лоси. Зимой забегают волки и рыси. Постоянными обитателями музея-заповедника являются лиса, норка, колонок, горностай, ласка, барсук, заяц, белка, бурундук. Тут много мелких грызунов - мышей и полевок, встречается 3 вида летучих мышей, землеройки.

Богато представлена фауна птиц, которые насчитывают около 150 видов. Из них 60 видов гнездящиеся, остальные - встречающиеся на пролете и зимующие. Летом привлекают внимание парящие над рекой коршуны, поющие в лесу зяблики, бегающие по берегу трясогузки. Здесь можно встретить крупных соколов, сапсана и балобана, занесенных в "Красную книгу" России, зимой снегирей, свиристелей, полярную сову. Во все времена года лес оживляют многочисленные синицы, дятлы и поползни. Здесь обитает два вида ядовитых змей - обыкновенная гадюка и щитомордник, живородящая ящерица, жабы и остромордая лягушка.

На "Томской писанице" можно увидеть множество разнообразных насекомых, паукообразных, моллюсков и других интересных животных, украшением природы являются более 50 видов дневных бабочек. Из них махаон, аполлон внесены в "Красную книгу". На цветах можно встретить более 10 видов шмелей, 4 вида шмелей-кукушек, множество мух, клопов и жуков.

АРХИТЕКТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Этнографический комплекс музея состоит из четырех секторов: шорский улус "Кезек", орехово-промысловый стан, кладбище и шаманская поляна.

ШОРСКИЙ УЛУC "КЕЗЕК"

Это подлинный комплекс жилых и хозяйственных построек шорцев конца XIX начала XX веков, состоящий из жилого дома "ЭМ", летней кухни "Сенек", хозяйственного амбара "Аиморок", кузницы, бани "Мэльча", телятника, свинарника, курятника и конюшни.

В конце XIX в. основным зимним жилищем шорцев становятся заимствованные у русских избы-однолетки и пятистенки. Наряду с ними широкое распространение получила срубная бревенчатая юрта "сенек" с двускатной крышей, крытой желобами из полубревен с прокладкой из бересты. Внутри помещения ручная мельница, глиняная очаговая яма. Деревянный ивовый крюк с котелком подвешивается над очагом. В стены врублены лавки для сидения. На них ставили утварь, клали продукты. Над лавками делались полки.

ОХОТНИЧЬЕ-ПРОМЫСЛОВЫЙ СТАН

Основными занятиями шорцев были охота и собирательство, развивалось примитивное земледелие для получения ячменя и стойловое скотоводство. С конца XIX в. доминирующую роль приобретает пушной промысел и заготовка кедрового ореха.

Шорцы, жившие по реке Мрассу, брали с собой в тайгу сказителя-кайчи, который днем готовил пищу и запасал дрова, а вечером в балагане пел сказки для слушателей и духов покровителей охоты.

Основными объектами охоты зимой были медведи, соболя, зайцы, глухари. Летом добывали выдр, оленей, коз, маралов, загоняли в сети выводки крохалей. Осенью били барсуков, рябчиков. Стан состоит из балагана, закромов для шишек и приспособлений для обмолота и провеивания орехов.

ШОРСКОЕ КЛАДБИЩЕ

Шорцы были шаманистами. По их воззрениям жизнь и смерть любого человека полностью зависела от окружающих духов и божеств трех миров: верхнего, среднего и нижнего (подземного). Общение с духами и божествами происходило через посредника-шамана. Шаманом (по-шорски "кам") мог стать только особый избранник особого божества Ульгеня.

К услугам шаманов прибегали очень часто: при болезнях, во время похорон и поминок, перед охотой, при трудных родах, перед сбором урожая и т.д. Кроме того, существовали традиционные родовые моления Ульгеню, в которых обязательно участвовал шаман.

Шаманы были не одинаковы по своей силе и возможностям. Сильный всегда имел бубен с изображенными на нем духами-помощниками и колотушку. Слабый шаман "шабынча" камлал веником, рукавицей, палкой, маленьким охотничьим луком и мог только лечить больных. Шаманили, повязав на голову платок.

Читайте далее:

ГМИИ им. А.С.Пушкина

ГМИИ им. А.С.Пушкина
До 1937 Музей изящных искусств. Второе по значению (после Эрмитажа) в Российской Федерации собрание памятников древневосточного, древнеегипетского, античного и западноевропейского искусства. Открыт в 1912 как музей слепков по инициативе И. В. Цветаева...

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей
До 1917 — Русский музей императора Александра III. Крупнейший в России (наряду с Третьяковской галереей) музей русского и современного искусства. Учрежден в 1895; открыт в 1898 в Михайловском дворце (1819-25, архитектор К. И. Росси, западный корпус — 1914-16, архитектор Л. Н. Бенуа).

Лувр

Лувр
Лувр - древний замок французских королей - сегодня выглядит так, как он выглядел еще в эпоху Генриха IV и Людовика XIII, когда была предпринята кардинальная перестройка средневекового здания. Ныне это один из крупнейших в мире музеев. И хотя в его гигантской экспозиции наряду...

Венский Художественно-исторический музей

Венский Художественно-исторический музей
Венский Художественно-исторический музей (Kunsthistorisches Museum) находится в самом центре австрийской столицы, на площади Марии Терезии (Maria-Theresien-Platz), напротив императорской резиденции Хофбург, ранее возведенной на другой стороне Ринга. Это одно из монументальных...

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор
В Санкт-Петербурге последних лет царствования Петра I было четыре собора: Петропавловский, Троицкий, Успения Богородицы и св. Исаакия Далматского. Причем и первый, и последующие Исаакиевские храмы самым тесным образом были связаны с российскими императорами и российской государственностью.

Музей г.Северска

Музей г.Северска
24 декабря 1987 г. постановлением бюро Томска-7 комитета КПСС и исполнительного комитета городского Совета народных депутатов за номером Б-42/19 был основан Выставочный зал-музей г. Северска, который с февраля 1997 г. переименован в муниципальное учреждение "Музей г. Северска"

Павлодарский музей

Павлодарский музей
Павлодарский областной музей советского изобразительного искусства - второй в Казахстане художественный музей, был создан в 1964 году по Приказу Министерства Культуры КазССР на основе художественного отдела Павлодарского областного историко-краеведческого музея в связи с 10 - летием освоения Целины по инициативе местных художников и интеллигенции.

Британский музей

Британский музей
Британский Музей содержит в своей коллекции большое собрание искусства древней старины и современных культур. Это собрание - одно из самых великолепных из уже существующих на данный момент, охватывает два миллиона лет человеческой истории. И что самое главное доступ к собраниям абсолютно свободен для каждого посетителя

Венгерский Национальный музей

Венгерский Национальный музей
Венгерский Национальный музей был основан в 1802 году. Значительную роль в этом сыграли идеи французского Просвещения, которые как во всей Европе, так и в Венгрии способствовали открытию для широкой публики некоторых аристократических коллекций.

Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства.

Музей Прадо

Музей Прадо
Мадридский художественный музей Прадо был основан в 1819 году (здание музея достраивалось вплоть до 1830 года). Однако начало его коллекции было положено много раньше.

Саратовский Радищевский музей

Саратовский Радищевский музей
По инициативе Алексея Петровича Боголюбова (1824-1896), европейски известного художника, "историографа русского флота" и внука знаменитого А.Н. Радищева, в январе 1878 года решением Саратовской городской думы был учрежден Радищевский музей - первый в России провинциальный общедоступный художественный музей.

Галерея им. И.К. Айвазовского

Галерея им. И.К. Айвазовского
В конце лета 1844 г., покорив европейские столицы, Айвазовский вернулся в Петербург, где его ожидали почет и слава, звание академика живописи. Художник был причислен к Главному морскому штабу в звании первого живописца и по его поручению писал виды русских северных портов и приморских городов.

Палеонтологический музей

Палеонтологический музей
Палеонтологический музей им. Ю.А.Орлова является неотъемлемой частью Палеонтологического института РАН. Он по праву считается одним из крупнейших естественноисторических музеев мира. Экспозиция Музея посвящена эволюции органического мира Земли.

Санкт-Петербургский музей восковых фигур

Санкт-Петербургский музей восковых фигур
Искусство воскового портрета в Европе существует много веков и тысячелетий. Человек обращался к работе с воском ещё на ранних этапах своей истории. В силу своих качеств воск воспринимался древними некой субстанцией, которая как бы соединяла два несоединимых мира - мир живых и мир мертвых.

Музей истории донского казачества

Музей истории донского казачества
Музей истории донского казачества - первый музей на Дону и Юге России. Он воплотил в себе результат многолетних усилий прогрессивной общественности края, стремившейся к изучению и увековечиванию истории Отечества.

Лондонская Национальная галерея

Лондонская Национальная галерея
Экспозиция этого музея не относится к числу самых обширных. Но качественно он не уступает таким гигантам, как парижский Лувр или петербургский Эрмитаж. По отношению количества всемирно известных шедевров к общему размеру коллекции Лондонской Национальной галерее в мире нет равных.

Национальная галерея Шотландии

Национальная галерея Шотландии
Одна из старейший картинных галерей Шотландии, Национальная галерея открылась для публики в 1859 году. С тех пор она привлекает любителей искусства не только самой богатой в Шотландии коллекцией европейской живописи и скульптуры, но и собственно обликом музея.

Египетский музей в Каире

Египетский музей в Каире
Огромный интерес к Древнему Египту возник у европейцев на рубеже XVII и XVIII веков и был обусловлен по крайней мере тремя факторами: наполеоновским походом в Египет в 1798 году, открытием Розеттского камня в 1799 году, а также изданием во Франции в 1809-1816 годах наиболее полного научного труда "Описание Египта".

Китайский Запретный город

Китайский Запретный город
"Запретный город" - само это словосочетание волнует воображение и будоражит кровь, рисуя подчас неясные, но неизменно манящие образы. И, надо сказать, что когда речь идет о "Запретном городе", действительность не только не обманывает...


AdSense

Новое на сайте

Памятники архитектуры Петербурга Летом 1703 года на Заячьем острове Петром Великим была заложена Петропавловская крепость. Вскоре после ее закладки началась застройка береговой части Городского острова (нынешний Петроградский остров): здесь возник порт, развернулось строительство жилищ, в частности для «работных людей»,
Новое на сайте

Основа ледовых скульптур Лёд - минерал с химической формулой H2O, представляет собой воду в кристаллическом состоянии. Химический состав льда: Н - 11,2%, О - 88,8%. Иногда лед содержит газообразные и твердые механические примеси. В природе лёд представлен...
Новое на сайте

Готический собор Древние легенды и предания не раз обращались к теме счастливого обетованного края, где человек, освободившийся от земных несчастий, тягот и болезней, мог вести вечную блаженную жизнь. Средневековое христианство уделяло большое внимание учению о рае.
Новое на сайте

Василий Андреевич Тропинин Тропинин Василий Андреевич (1776, село Карповка Новгородской губ. — 1857, Москва) родился в семье крепостных графа И. И. Моркова. В 1799 году он был отдан в Академию художеств, где учился у С. С. Щукина и пользовался советами...