Сделать стартовой страницей Добавить в избранное Контакты Карта сайта

Подразделы

Разделы

AdSense

Советуем прочитать

Галерея им. И.К. Айвазовского В конце лета 1844 г., покорив европейские столицы, Айвазовский вернулся в Петербург, где его ожидали почет и слава, звание академика живописи. Художник был причислен к Главному морскому штабу в звании первого живописца и по его поручению писал виды русских северных портов и приморских городов.
Новое на сайте

Коломенское Высоко над крутыми берегами Москвы-реки, в живописном природном окружении, расположено древнее Коломенское - уникальное историческое место, где в течение многих веков создавались, являлись миру, собирались и бережно хранились памятники...
Новое на сайте

Новое направление в изобразительном искусстве Что такое Реалистический сенсизм? Это совершенно новое направление в изобразительном искусстве - основанное на энергетическом, духовном осязании того, что изображает художник. Дело в том, что все сущее в природе, все живое...
Статистика

Художники

Алексей Петрович Боголюбов

Алексей Петрович Боголюбов

Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта в 1824 году в селе Померанье, бывшей Новгородской губернии. Папой его был полковник Петр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812 года, а мамой - Фекла Александровна Радищева, дочь известного российского революционера-демократа XVIII века А. Н. Радищева.

Отец его всю юность провел в военных походах и погиб в 1830 году от последствий тяжелого ранения, приобретенного во время Отечественной войны 1812 года.

Мама Боголюбова, Фекла Александровна, закончила Смольный и, как вспоминает в "Записках моряка-художника" А. П. Боголюбов, "будучи сиротою, в последствии выпуска осталась при институте пенсионеркою, а позже классною дамою. В это время она познакомилась ближе с старою француженкою... которая имела огромное влияние на её развитие: они совместно читали Дидерота, Вольтера и т. д.". 2-ух отпрыской собственных - Николая и Алексея - она с юношества воспитывала в уважении к памяти их "крамольного" деда.

В 1832 году Алексей Боголюбов был отдан в Александровский молодой корпус, откуда через два года его перевели в Морской кадетский корпус. Уже тогда Боголюбов нашел огромную любовь к рисованию. Юный живописец был "...отчаянной веселости и озорного нрава...". "Страсть к рисованию меня тоже гробила, - вспоминал он, - ибо я ударялся в часы досуга в карикатуры, что также умножало мои беды".

Однажды Боголюбов чуток было не пострадал, нарисовав карикатуру на экзаменационную комиссию. Его простили, но взяли слово, что он не будет рисовать, пока не наденет эполет.

В январе 1841 года Боголюбов, имея от роду семнадцать лет, закончил Морской корпус и был выпущен со званием мичмана и с тех пор постоянно прогуливался в заграничные плавания.

С возрастом любовь к искусству у молодого моряка росла, чему в значимой степени содействовали длительные заграничные плавания, дававшие обеспеченный материал впечатлительному юному художнику.

Сохранилось несколько картин и рисунков Боголюбова периода его морских плаваний в 40-х годах ("Фрегат "Усердный", "Пароход "Камчатка" и др.). Они еще далеки от проф мастерства, но в их уже наметилось то глубочайшее, пытливое начало в исследовании натуры и жизни, что так типично для всей долголетней творческой деятельности художника Боголюбова.

Бывая за границей, Боголюбов знакомился с произведениями наилучших западноевропейских живописцев. Так, в 1847 году, плавая в качестве лейтенанта на фрегате "Камчатка", он побывал в Лондоне, где в первый раз увидел пейзажи Тернера с их приподнятым настроением, с гармоничной красочностью, со стремительно летящими тучами и бурлящей водой. "Гармония красок навсегда запала в мою душу", - пишет Боголюбов в собственных "Записках моряка-художника", упоминая о Тернере.

В том же году на полуострове Мадера произошла встреча Боголюбова с Карлом Брюлловым. Об данной встрече Боголюбов ведает так: "Брюллов попросил, естественно из вежливости, показать работы, которые были в папке, сделал замечания про картинки, но, увидев этюды с натуры, произнёс: "Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а основное, рисуйте построже". Этот отзыв великого российского художника подбодрил Боголюбова, и он с еще большей энергией работает, решив предназначить себя целиком искусству.

С современной европейской школой живописи Боголюбов познакомился в 1848 году, посетив музеи Амстердама, Гарлема и Роттердама.

О красочных работах Боголюбова этого периода дает представление картина "Пароход-фрегат "Камчатка" (1848, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург). Условность композиции и освещения, доверчивая пестрота красок делают эту картину похожей на эскиз театральной декорации с прыгающим по волнам игрушечным корабликом. Нет ничего необычного в том, что юный живописец, внимательный к деталям, но еще совсем неопытный и дальний от мастерства, пишет подражательно и испытывает влияние марин Айвазовского, находившегося тогда в зените славы.

В конце 1848 года президент Академии художеств барон Максимилиан Лейхтенбергский совершал на пароходе "Камчатка" путешествие на полуостров Мадейру. Барон заинтересовался рисунками юного лейтенанта и посоветовал ему серьезно заняться живописью. "Вместо того, чтоб быть дюжинным офицером, - говорил он, - будьте лучше неплохим морским художником, знатоком корабля, что у нас нет в РФ, а эта специальность лежит в вашем образовании". Потом барон получил у Николая I разрешение принять Боголюбова в Академию художеств с оставлением его во флоте, ибо живописец не имел остальных средств к существованию, не считая тех, что давала ему морская служба.

С осени 1849 года Боголюбов начинает посещать классы Академии художеств.

В Академии художеств Боголюбов обучается у М. Н. Воробьева и В. П. Виллевальде. Но они не оказали на Боголюбова столь мощного влияния, какое оказал узнаваемый художник-маринист, И. К. Айвазовский, хотя он н не был доктором Академии художеств.

С Айвазовским Боголюбов познакомился еще до поступления в Академию художеств и стал частенько бывать у него на квартире. Как мощное впечатление на юного Боголюбова произвели эффектные картины Айвазовского, можно судить по его воспоминаниям: "... я увидел в 1-ый раз таковой сияние красок на холсте, что даже запамятовал Тернера. Голубые, желтоватые, белоснежные, сероватые и красноватые картины просто меня ослепили."

1-ые самостоятельные картины Боголюбова - два вида Кронштадтской гавани, "Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 году", "Бой брига "Меркурий" с 2-мя турецкими кораблями", "Вид Смольного монастыря с Большой Охты" и "Отбытие барона Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона" - относятся к 1851 году. Три крайние были удостоены Малой золотой медали.

Тем более живопись первых картин Боголюбова суха и однообразна. Полотна наивно перегружены деталями, которые мешают ему передать общее; композиции совсем "придуманны", и творческая фантазия с налетом академического романтизма то и дело подменяет художнику серьезное проф мастерство и верность натуре. Наиболее всего Боголюбов остается самим собой в рисунках: альбом ранешних его набросков, хранящийся в Киевском музее российского искусства, дает представление о живой непосредственности юного художника, об его остром и юмористическом восприятии реальности.

Картины Боголюбова академического периода представляют собой характерные эталоны видовой живописи середины прошедшего столетия. Но в их уже чувствуется решительное и упорное рвение к исследованию натуры и познанию жизни, к передаче правдивого и настоящего состояния в природе.

В 1853 году за три вида Ревеля, исполненных по програмке, и за "Вид С.-Петербурга от взморья" Боголюбов получил Огромную золотую медаль, дававшую выпускникам Академии право на заграничную командировку.

Перспективно-видовые картины, подобные "Катанию на Неве" (1854, Третьяковская галерея), были лишь одной стороной творчества Боголюбова, ибо еще в Академии проявилась его склонность к другому, батальному виду живописи. К столетию Морского корпуса живописец создал одну из первых собственных баталий - "Афонское схватка 19 июля 1807 года". Начавшаяся в 1853 году Крымская война отдала ему новый материал. Боголюбов издает "Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 гг." и получает заказ от Николая I: исполнить семь огромных картин из истории Крымской войны. Невзирая на военные деяния, Боголюбова, офицера флота, выпускают в отставку и сразу же назначают художником Главенствующего морского штаба.

В конце апреля 1854 года Боголюбов отправился за границу. Путь его лежал через Берлин в Дрезден. Он уезжал с жестким намерением обучаться в Дюссельдорфе у известного германского пейзажиста Андрея Ахенбаха. Но в это время Ахенбах находился в Италии, и Боголюбов поехал в Брюссель и Антверпен. Тут он тщательно знакомился с живописью Рубенса и Ван-Дейка и усердно занимался натурными зарисовками кораблей, имея в - виду царский заказ. Скоро Боголюбов переехал в Швейцарию, где воспользовался советами известного пейзажиста Калама, много путешествовал.

Этюды первых лет пенсионерства не были свободны от несколько условного колорита и молвят о том, что Академия отдала Боголюбову не многое: чувствуется бедность и условность художественного языка, неумение схватить основное в пейзаже. Цвет воспринимается локально. Таков этюд "Женевское озеро близ замка Шильон" (1854), таков же "Синоп" (1856) - этюд, в каком локализация цвета в особенности проявилась: оранжевое небо, голубая вода, а меж ними фиолетовая полоса возвышенного берега. Место строится также условно. В пейзаже "Замок св. Ангела в Риме" (1859) передний план, выдержанный в коричнево-черных тонах, силуэтом выделяется на светлом втором плане, 3-ий план тонет в голубой дымке.

Работы Боголюбова на натуре являются поисками собственного стиля в искусстве.

Из Швейцарии Боголюбов едет в Италию, где, переезжая из городка в город, с огромным прилежанием зарисовывает различные колонны, капители и карнизы дворцов и спостроек. Таким образом, доехав до Рима, где уже были его товарищи: Сорокин, Железнов, Максугов, Лагорио, Чернышев, Бронников, Давыдов, Кабанов и целый ряд остальных российских живописцев, Боголюбов останавливается там.

Весной 1855 года Боголюбов совместно с товарищами по Академии ездил на этюды в Неаполь, Террачино, Палермо, Мессину, Сорренто и через Капри возвратился с ними в Рим. Результатом этого путешествия были картины: "Римская ночь", "Бурный вид о-ва Капри", "Вечер в Неаполе" и остальные. "Вид Сорренто" Боголюбов написал с того же места, что и его превосходный предшественник Сильвестр Щедрин. "Дерзость была великая, - вспоминает он, - но я постоянно любил этого профессионалы и с любовью копировал его этюды в нашей Академии. Дело поначалу не шло. Пришлось написать 10 этюдов - и лишь тогда в Риме я мог окончить эту работу".

В Риме судьба свела Боголюбова с художником Франсуа, который познакомил его с работами французских пожилых людей академии "Villa Мedici". Это "разом сделало во мне переворот, - пишет Боголюбов, - и я стал вглядываться, как этот люд, выросший в школе Энгра, Руссо, Коро и иных новейших светил, тогда лишь открывших новенькую эру французского пейзажа, глядит на натуру".

1-ая встреча с представителями французской реалистической живописи совсем скоро отдала свои результаты: Боголюбов "все больше и больше вдавался в простоту линий пейзажа, писал совсем не достаточно, но зато чертовски много рисовал и пером и карандашом". Это посодействовало ему овладеть перспективой.

Работа над выполнением царского заказа принудила Боголюбова осенью 1856 года отправиться на Дунай, чтоб написать этюды с натуры для всех боевых морских эпизодов на Черном море. Начав с зарисовок корабельных маневров, уборки парусов и пушечных учений у крепости Исакчи, Боголюбов сделал множество этюдов Константинополя и, наконец, прибыл в Синоп, уже "приготовленный всеми реляциями известного боя".

В Синопе Боголюбов пробыл месяц, нарисовал и написал его "со всех сторон". Работать было тяжело - война чуть отшумела, и обстановка повсюду была еще совсем тревожной.

Боголюбов едет в Париж, где поступает в школу Кутюра, а потом, познакомившись с известным французским художником-маринистом Евгением Изабе, решает заниматься у него.

Пользуясь советами опытнейшего мариниста и работая в его мастерской, Боголюбов познает "науку живописи" и совместно с тем сближается со почти всеми известными французскими живописцами: Орасом Правильно, Энгром, Полем Деларош, а позднее и с Коро, Добиньи, Руссо, Тройоном.

В 1859 году Боголюбов переезжает в Дюссельдорф и начинаем работать под управлением Андрея Ахенбаха. Ахенбах сразу же направляет Боголюбова на этюды в Шевенинген, советует запамятовать его картины и управляться лишь своими собственными взорами на природу. В Дюссельдорфе Боголюбов по Этюдам написал ряд огромных картин, посреди которых выделялась "Ярмарка в Амстердаме".

"Ярмарка в Амстердаме" (Российский музей) - характерная работа Боголюбова, подводящая результат его заграничному пенсионерству. По собственному сюжету она еще тяготеет к романтичному пейзажу: борьба лунного света со светом факелов, готический силуэт Гарлемских ворот, остроконечные вышки домов, сияние в окнах и на воде, черные силуэты сонных кораблей. Но эта картина поразила всех своим высочайшим техническим мастерством выполнения и реалистической уверительностью в решении столь сложной задачи. По данной картине можно судить о том, как окреп Боголюбов в рисунке, как возросло его мастерство, позволившее ему с реалистической уверительностью решать сложные живописные задачи, правдиво передавать природные и световые эффекты. В этом Боголюбов смог подняться до уровня современных ему голландских и французских живописцев, писавших картины на сходные темы.

Трезвый реализм Боголюбова восхищал почти всех западноевропейских мастеров и внушал им доверие к их русскому собрату, замечательному и большому художнику. Не случаем потому в мастерской Боголюбова "частенько сиживал старик Коро, покуривал свою коротенькую трубку", а живописец Добиньи, который совсем полюбил Боголюбова, хвалил его работы и изменялся с ним этюдами.

В конце 1860 года Боголюбов возвратился из заграничной командировки с огромным количеством картин и массой особенно новых и увлекательных этюдов. И когда Академия художеств устроила выставку этих работ, то стало ясно, что Боголюбов не только ученик Воробьева и не только подражатель Айвазовского, каким был 6 годов назад, а типичный, увлекательный и большой мастер, какого Россия еще не знала. И. Н. Крамской, памятуя эту выставка писал о Боголюбове: "До 61-го года о нем ничего не было слышно. В 1861 году он л строил огромную выставку из всего изготовленного им за границей и сходу стал тем Боголюбовым, которого мы знаем: большая, отлично усвоенная им европейская техника и некое сочинительство пейзажа. Это было положительно отлично, в особенности для нас, тогда еще не достаточно знакомых с современными европейскими мастерами". Академией художеств Боголюбову было присвоено звание доктора и объявлена благодарность Совета, "потому что, - говорилось в постановлении Совета, - до того времени ни один из пожилых людей Академии при возвращении в Россию не привозил такового огромного количества хороших этюдов и картин, доказывающих, не считая таланта, особые труды и старание совершенствоваться".

"Выставка моя посещалась бойко, - говорил Боголюбов, - и стояла целый месяц. . . Я составил себе имя, которым честно живу и сейчас". Александр II купил все картины из истории Крымской войны и "Ярмарку в Амстердаме", щедро оплатив эти работы. В 1861 году Боголюбов был утвержден в звании доктора и получил новый царский заказ - написать историю морских схваток Петра Великого.

В последствии закрытия выставки, принесшей ему таковой фуррор, Боголюбов побывал в Москве и, возвратившись в Петербург, вошел в круг живописцев, группировавшихся вокруг Академии и Общества поощрения живописцев. По поручению гидрографического департамента морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под управлением известного гидрографа капитана Ивашенцева. В 1864 году таковой же атлас Финского залива был выполнен им совместно с капитанами Баженовым и Кроуном.

В связи с необходимостью побывать на Каспийском море Боголюбов вместе с братом предпринял в 1861 году путешествие по Волге. Результатом явились иллюстрации к книжке Н. П. Боголюбова "Волга от Твери до Астрахани" и этюды волжских городов. Потом они легли в базу нескольких видовых полотен Боголюбова.

К данной поездке, возможно, относится этюд "Закат солнца в Нижнем" (Российский музей). Боголюбов изобразил берег Волги, вдоль которого тянется к городку дорога. По ней идут люди; поднимая столбы пыли, проезжают крестьянские тележки Заходящее солнце окрашивает в красновато-желтые тона небосклон и силуэт дальнего городка. Спектр этого этюда и его настроение совсем напоминают известное полотно Третьяковской галереи "Ипатьевский монастырь близ Костромы", датируемое 1861 годом. В нем опять повторяется этот же мотив вечернего закатного освещения. Вода поблескивает в желтовато-зеленых лучах заходящего солнца. На высветленном летнем небе резким красным силуэтом вырисовываются главы церквей и стенки старого российского городка. На опустевшем берегу - дамы, встречающие запоздалую рыбачью лодку.

Больший энтузиазм для выяснения эволюции пейзажей Боголюбова представляют итальянские этюды, написанные в городке Пизе (Российский музей), датировка которых до сих пор оставалась неясной. Меж тем они могут быть датированы полностью точно благодаря записям в дневниках художника. Дело в том, что в связи с заболеванием супруги Боголюбов провел в Италии зиму 1862/63 года. Чувством грусти, навеваемой видом осенней природы, проникнуты все пизанские этюды. Они непременно могут быть названы пейзажами настроения. В их уже угадываются черты пленэрного и интимного начал, которые станут характерны для пейзажных полотен Боголюбова, так контрастно противоположных его видовой и батальной живописи.

В 1863 году Боголюбов вторично совершает поездку по Волге и третью, правда непродолжительную, в 1869 году. Результатом этих поездок явился ряд огромных картин: "Вид Казани в разлив", "Нижний Новгород с колокольного базара", "Ипатьевский монастырь" н остальные, также большущее количество рисунков.

В 1863 году Боголюбов побывал также на Дону и в Крыму. Возвратившись в Петербург, Боголюбов окончил работу над альбомами путешествия и в марте 1864 года представил наследнику 250 рисунков и 25 этюдов.

Пора было поразмыслить и об выполнении заказа на морские баталии петровского времени. В 1865 году Боголюбов уехал в Швейцарию, а потом в Дюссельдорф, где в последующем году и приступил к данной работе. Крупная часть полотен была сотворена им тогда же, но весь цикл был завершен лишь в 1876 году. 2-ой цикл морских баталий состоит из последующих узнаваемых нам картин: "Абордажное дело со шведами в устье Невы 6 мая 1720 г.", "Гренгамское схватка", "Прорыв российского галерного флота через шведский у мыса Ганге-Удд", "Гангутский бой", "Ревельское схватка 2 мая 1780 г.", "Выборгское схватка 22 июня 1790 г.", "Красногорское схватка 22 июня 1790 г.", Картины "Гангутский бой" и "Бой у о. Эзель 24 мая 1719 г." - это вершины батальной живописи Боголюбова.

В 50-х годах, воссоздавая историю Крымской войны, Боголюбов многословно и сухо воспроизводил исторически-документальную правду. Сейчас он приходит к новым и самостоятельным композиционным решениям, добивается большой смысловой и красочной выразительности. Это ставит его работы на одно из первых мест посреди произведений батально-исторического жанра 2-ой половины XIX века. Правда, Боголюбов не владел той мощью фантазии, которая присуща полотнам его старшего современника Айвазовского, художника-импровизатора, писавшего лишь по памяти и никогда не делавшего этюдов, но зато картины Боголюбова отлично обдуманы и отлично нарисованы. Ему чужды преувеличения Айвазовского, чужды и его ошибки. Моряк по профессии, он отлично знал корабль и не допускал дилетантских просчетов, изображая мачты и паруса. Еще А. А. Иванов, заметив талант Айвазовского, предугадал те угрозы, которые сулил ему легкий фуррор у публики. Он предсказывал, что юный живописец будет иметь "хороший капитал", и выражал опаски по поводу попыток Айвазовского создавать себе славу газетной шумихой. Потом об этом же писал в собственных дневниках Боголюбов. Морские драмы Айвазовского, которые поражают чаше всего наружной красотой и наружными эффектами, Боголюбов резко критиковал.

В собственной критике творческого способа Айвазовского Боголюбов был прав. Но время сделало выбор: популярность Айвазовского не может идти в сопоставление с относительно малой известностью марин Боголюбова. К Боголюбову, создателю скрупулезнейшей, но постоянно прозаической истории российского военного флота, никогда не приходило то поистине поэтическое вдохновение, которым отмечено большая часть полотен Айвазовского.

Вторую половину 60-х годов Боголюбов провел в беспрерывных странствиях: 1866 год - путешествие по РФ, потом - Дюссельдорф, Дания. 1868 год - опять Петербург. В последующем году - третье путешествие по Волге.

В 1869 году в Петербурге открылась выставка работ Боголюбова, посвященная памяти доктора А. Бейдемана. В последствии её закрытия Боголюбов опять путешествует по РФ, а потом уезжает в Голландию, Бельгию и Германию. Из работ, экспонировавшихся на выставке, следует отметить огромную картину "Крушение фрегата "Александр Невский" (1868, Центральный военно-морской музей) и волжские виды.

1870-1871 годы живописец проводит в Париже и, получив заказ, занимается росписью российской посольской церкви.

К этому времени относится пейзаж "Лес в Вёле" (Третьяковская галерея). В тихой лесной роще - черный заросший пруд, на поверхность которого ложатся легкие тени. Через верхушки деревьев проглядывает серенькое небо. Густая листва кажется погруженной в прозрачную атмосферу. Это "безлюдная" природа, но кажется, что тут незримо находится человек. Тональная живопись данной картины строится на тончайших переходах и сочетаниях зеленоватого цвета, она роднит этот пленэрный пейзаж с наилучшими произведениями барбизонской школы. Боголюбов стает перед нами в новом качестве - не как создатель видовых полотен, исполненных в духе академического романтизма, как романтик другого - реалистического плана.

Элементы нового дела к пейзажу - энтузиазм к состоянию природы, к её внутреннему эмоциональному содержанию - угадывались в творчестве Боголюбова уже сначала 60-х годов и в особенности в итальянских пейзажах художника, но еще в большей степени они заметны в одном из самых прелестных по простоте и задушевности пейзажей - "Вёль. Двор фермы. Осень" (Российский музей).

Нормандские этюды подготовили художника к созданию картины "Устье Невы" (1872, Третьяковская галерея), которая в творчестве Боголюбова стала этапной. Даже современники отлично соображали, что "сличая и припоминая виденное уже нами, вышедшее из-под кисти Боголюбова, нельзя не сознаться, что его "Устье Невы" во многом представляет заметный шаг вперед. Прежде всего поражает тут свобода и простота концепции".

Широкая даль Невы, светлые силуэты спостроек Петербурга, освещенные суда и песочная отмель реки, изображенные на этом полотне, полны жизни и правды. Безыскусственность и простота сюжета, глубочайшая реалистическая уверительность и смелый красочный прием, использованный Боголюбовым, приводят его "к решениям, близким передвижническому пейзажу". Близким, но обособленным. И вот почему.

С передвижниками Боголюбова сближала верность принципам реалистического искусства. Но в истории российского пейзажа он, как и Похитонов, который потом тоже в большей степени жил и работал за границей, занимает несколько особенное положение. Даже в государственных по теме и содержанию полотнах Боголюбова постоянно преобладает пассивно-созерцательное начало. При всей изобразительной достоверности красочный и эмоциональный строительных картин Боголюбова имеет не достаточно общего с русским пленэрным пейзажем 70-х годов, в каком в эти годы все наиболее утверждаются мотивы, выражающие социальные настроения российского общества.

Идейных позиций передвижников в собственном творчестве Боголюбов не делил. Програмка национально-самобытного искусства, воплощающего животрепещущие социальные темы, была ему в целом чужда. Тем более, он участвует во всех передвижных выставках, начиная с первой - 1871 года, в последующем году становится одним из самых деятельных, влиятельных членов правления Товарищества и умело употребляет свое положение, связи и авторитет в официальных кругах для дела художников-передвижников. Боголюбов был вхож к высокопоставленным и царствующим особам. Будучи художником Главенствующего морского штаба, он не один раз лично представлял царю заказанные ему картины, а потом был приглашен давать уроки живописи наследнику и его супруге.

Огромную роль в сближении с передвижниками сыграл выход Боголюбова в 1873 году из состава Совета консервативной Академии, в который он был избран в 1871 году, и следующая его активная борьба с Академией в 1876 году по задаче о разработке российской Академии в Риме.

Глубокую связь, которая была меж ним и передвижниками, убедительнейшим образом подтверждает история сотворения Боголюбовым народного музея имени Радищева в Саратове.

Прогрессивное начинание Боголюбова было жарко одобрено передвижниками. Ознакомившись с проектом организации саратовского музея, Репин писал Стасову: "Поддержать и развить искусство может лишь одно: народные музеи, которые следует основать во всех огромных городках. Пока их не будет, не будет и реального искусства"

1-ая попытка демократизации искусства была предпринята Товариществом передвижных художественных выставок. Последующий шаг в этом же направлении сделал Боголюбов, основав 1-ый в РФ общедоступный музей.

Мысль о его разработке появилась у Боголюбова еще в 50-е годы, в период заграничного пенсионерства. "С тех пор, - писал современник, - на всем, что он приобретал и что ему дарили по части предметов искусства и книжек. . . немедленно появлялась метка: "Р. М." (Радищевский музей). Свою художественную коллекцию Боголюбов решил принести в дар Саратову. И не случаем. Вот как он разъясняет это в дневниках: "Мысль об учреждении музея и школы в родном моем городке Саратове меня постоянно занимала, тем более, что дед мой, узнаваемый литератор екатерининского века, был саратовским помещиком и именитым дворянином. . . но. . . независимо от личных эмоций, привязанности к родной губернии, во мне созрело убеждение, что конкретно Саратов, как один из самых принципиальных центральных пт нашего края, представляет особые удобства и удовлетворяет реальным потребностям в затеянном мною предприятии". Создавая музей, Боголюбов хотел "бросить по себе память, возвышая втоптанное в грязюка имя деда. С иной стороны, - разъяснял он, - я постоянно задумывался, что каждый гражданин в моих условиях должен все свое имущество отдавать собственной родине, чтобы возвысить образовательное дело юношества".

Много энергии и упорства потребовалось Боголюбову, чтоб преодолеть трудности, связанные с устройством музея в Саратове. Косность и упрямство большей части городского управления затянули дело основания и открытия музея на восемь лег.

Много препятствий нужно было преодолеть, чтоб достигнуть высокого разрешения на заглавие музея "Радищевским". И еще долго после чего в придворных кругах не могли успокоиться - "на каком основании в Саратове музей назван Радищевским - именованием революционера".

Боголюбов связал 1-ый музей в провинции с именованием собственного деда, А. Н. Радищева, создателя крамольного "Путешествия из Петербурга в Москву".

29 июня 1885 года состоялось праздничное открытие первого в РФ провинциального художественного музея.

На иной день Радищевский музей был открыт безвозмездно для публики. К 10 часам утра у входа собралась многомилионная масса. В здание впускали по пятьсот-шестьсот гостей. С 10 часов утра до 3 часов дня в музее побывало 2700 человек, но не все желающие успели осмотреть его в этот же день. Это совсем небывалое явление в художественной жизни РФ воочию уверяло, как принципиальным и нужным было начатое Боголюбовым дело.

Стоит еще раз напомнить, что в 1885 году Третьяковская галерея была личным собранием, а двери Российского музея раскрылись для широкой публики тринадцать лет спустя в последствии сотворения музея в Саратове.

В последствии открытия в 1885 году первого провинциального художественного музея, основанного Боголюбовым в Саратове, по всей РФ прошла волна организации художественных музеев. Вслед за Саратовским музеем появляются музеи в Харькове, Нижнем Новгороде, Пензе и остальных городках РФ.

Саратовский музей был открыт в 1885 году, Российский музей в Ленинграде был открыт тринадцать лет спустя в последствии Саратовского музея.

В последствии открытия музея Боголюбов с еще большей энергией продолжает хлопотать о музее и пополнении его коллекции, также об открытии рисовальной школы при нем. Тут Боголюбов сталкивается с еще большей косностью "отцов городка".

Он так и не дождался открытия школы, которое состоялось в феврале 1897 года, спустя три месяца в последствии погибели Боголюбова. Школа носила в честь его заглавие - "Боголюбовское рисовальное училище".

Боголюбов завещал любимому собственному детине - музею и рисовальной школе - все свое имущество и капитал в сумме двухсотен тыщ рублей.

Прогрессивные устремления Боголюбова, преданность его российской культуре определили и общественную позицию Боголюбова во Франции, где он прожил четверть века.

Парижский период его жизни начинается с 1873 года. Принужденный покинуть родину из-за суровой заболевания сердца, живописец оставался за границей до конца собственных дней. Но практически каждое лето Боголюбов приезжал в Россию. Он сохранил верность родине и жил интересами российского искусства.

В парижской мастерской Боголюбова постоянно собирались российские живописцы. Тут частенько бывали Репин, Поленов, Антокольский, Верещагин, Похитонов и почти все остальные.

Российские живописцы также постоянно бывали у генерала Татищева и в доме известной певицы Полины Виардо, где слушали превосходную музыку и наилучших европейских музыкантов. Боголюбов вспоминает, что там он познакомился с Сен-Сансом, Золя и почти всеми иными представителями французской культуры.

"Все шло под эту кровлю высочайшего художества, - пишет Боголюбов, - считая честью быть у умнейшей певицы и музыкантши... Бывали здесь и литературные утра, - продолжает он, - организованные И. С. Тургеневым для усиления средств российской учащейся в Париже молодежи, которую он поддерживал, не зная отказа".

"Вторники" Боголюбова и "четверги" Тургенева как бы предшествовали организационному сплочению российских живописцев, крайний толчок которому отдала русско-турецкая война. "Веселая известие, что Плевна пала, - вспоминал Боголюбов, - нас ободрила, мы порешили в день её взятия основать в Париже О-во взаимного вспомоществования российских живописцев. В данный момент собрали картины, картинки для лотереи, которую тут же разыграли... написали утомившись, над которым много потрудился И. С. Тургенев".

Связь Боголюбова с передовым русским искусством не нарушалась и тогда, когда он жил во Франции. Руководимый им российский художественный кружок в Париже не только объединял живописцев, живших вдалеке от родины, но и создавал им условия для работы. Предоставляя же приют и помощь юным художникам, которым Академия отказывала в собственном покровительстве, российский художественный кружок тем самым противостоял реакционной Академии и содействовал развитию государственного искусства. "Интересы этого кружка были не парижские, а российские вообщем", - как говорил М. М. Антокольский.

Когда И. К. Репин за границей в 1874 году остался без средств, Боголюбов устраивает ему выгодный заказ, и юный живописец может опять приняться за картину "Садко".

Через посредство Боголюбова совсем частенько получали выгодные заказы Крамской, Савицкий, Поленов и остальные. Цены на эти заказы традиционно устанавливал сам Боголюбов, выговаривая при всем этом может быть наиболее выгодные условия для живописцев.

В 1874 году целая плеяда юных российских живописцев, пожилых людей Академии художеств, в числе которых были Репин, Поленов, Харламов, Савицкий, Верещагин, Антокольский, Беггров и остальные, находит себе приют в Париже у жившего там Боголюбова.

Живя во Франции, Боголюбов, как постоянно, много" и плодотворно работает. О его пейзажной манере данной поры, не считая упомянутых видов Вёля, дают представление 10-ки этюдов, хранящихся в Саратовском музее. Один за иным он создает их в красочных уголках Нормандии, Голландии, Швейцарии, Италии. Ранее пейзажи Боголюбова изобиловали деталями - сейчас он стремится к обобщенности форм, передает через образы природы свои мысли и чувства, добивается большой выразительности в совсем маленьких по размеру полотнах. Это придает живым наброскам с натуры характер этюдов-картин. Пейзажи "Суда в гавани Дьепп", "Горы в Фекане", "Мельница в Вёле", "Прачки в Нанте" полны света и воздуха. Воздух окутывает густую зелень, тугие мачты и паруса. На поверхность воды ложатся отражения с нескончаемым разнообразием цветовых цветов. Близкие по технике выполнения то к барбизонской, то к импрессионистической манере письма, этюды Боголюбова, тем более, совсем непосредственны и несут на себе печать его личного красочного почерка.

Но даже в эти годы, работая по преимуществу над пейзажем, он все таки ворачивается к изображению баталий и видовых перспектив В 1877 году Боголюбов едет на театр военных действий и тогда же кончает работу над картинами "Взрыв турецкого монитора" и "Посадка в Мачин корпуса генерала Циммермана". Полотно "Дело лейтенанта Скрыдлова на Дунае" закончено позже - в 1881 году. А в конце 70-х-начале 80-х годов Боголюбов создает целый ряд панорамических видов - "Нижний Новгород", "Москва с Хамовнической набережной", "Голицынская больница", "Москва, Волхонка" и др. По сопоставлению с ранешними перспективами они наиболее живописны и соединяют в себе традиции перспективного видового пейзажа, унаследованные художником от Академии, с реалистическими началами его пейзажной живописи с натуры.

Живописное дарование Боголюбова более много открылось в пейзажах 80-х годов. Этюд "Ферма в Шамбодуане", передающий красота и притягательность ранешней осени, и пейзаж осеннего Шевенингена, написанный в сдержанной серебристой политре, можно назвать шедеврами Боголюбова. Если же в его этюдах 70-х годов цвет играл чуть ли не самодовлеющую роль, то сейчас - это один из пластических частей, помогающих художнику выразить свои чувства через образ и состояние взволновавшей его природы.

Уже в 60-70-е годы современники считали Боголюбова художником, потрясающе усвоившим современную европейскую технику живописи и "сочинительство" пейзажа. Но и тогда посреди его работ наиболее всего отмечали своеобразно-неповторимые мелкие этюды. Конкретно в их, и в особенности в крайний период творчества, в полной мере развернулось реалистическое дарование Боголюбова. Заметим, что во французском искусстве в эти годы ясно наметились тенденции субъективного истолкования реальности. Но Боголюбов остался верен реалистической правде до конца жизни. Даже незадолго до погибели он пишет жизнерадостные, оптимистические пейзажи, покоряющие мягкой лирикой и глубиной содержания. Совершенно небольшой этюд сохраняет красота живого восприятия природы и совместно с тем несет в себе значительность законченного произведения; в этом - одна из отличительных черт пейзажей Боголюбова, которая ставит его на особенное место в истории российского пейзажа XIX века.

Совсем заного Боголюбов изображает в собственных крайних полотнах море. Картина "Прибой в Ментоне" (Центральный военно-морской музей) полна грозной правды и совершенно лишена красивых деталей, присущих маринам Айвазовского и Судковского. Грозовое небо затянуто золотящимися по краям тяжелыми, сумрачными тучами. Море, отражая крайние лучи солнца, сверкает и пенится, подкатываясь к отлогому берегу. На горизонте - чуть различимый силуэт одинокой накренившейся мачты. Сравнение 2-ух могучих стихий - мрачного грозового неба и растревоженного моря - исполнено глубочайшего драматизма.

Более значительны и интересны, чем картины и этюды Боголюбова, его картинки. Это самостоятельная, значимая область в творчестве художника, о размерах которой можно судить хотя бы уже по тому, что лишь в собраниях Российского музея в Ленинграде и Саратовского художественного музея хранится до 2-ух тыщ его рисунков. Естественно, они далековато не все равноценны.

Виртуозность и мастерство, присущие рисункам Боголюбова, пришли к художнику не сходу. Они явились в итоге упорной работы в течение десятилетии, благодаря тому что Боголюбов практически не расставался с карандашом, фиксируя свои наблюдения, воспоминания либо мысли на всем, что оказывалось у него под рукой: будь то визитная карточка либо каталог крайней выставки, тетрадь либо маленький блокнот.

Наряду с путевыми случайными набросками живописец создал целый ряд больших станковых рисунков, к которым он приходил через бессчетные эскизы и наброски. Таковы его "Взрыв монитора", "Дело Шестакова и Дубасова", "Буря", "Крушение судна", также блестящие отмывки тушью, как "Шевенинген" в Третьяковской галерее, "Венеция", "Барбизон" и остальные в собраниях Саранского художественного музея.

Не считая этого, Боголюбов много работал над литографией, офортом и росписью фарфора, также исполнял работы по стенной живописи.

Последователь академических правил в собственной видовой перспективной живописи даже крайних лет, создатель документально чёткой истории российского военного флота, Боголюбов еще в юные годы испытал влияние французской и германской школ пейзажной живописи. Работая в одном жанре, даже в зрелые годы, он следовал канонам; в другом - пейзажном - выступал как новатор. Эти стороны творчества, совмещаясь в протяжении всей его жизни, имели меж собой не достаточно общего. "Сочетание в творчестве Боголюбова 2-ух направлений, - пишет А. А. Федоров-Давыдов, - 1-го, связанного с традициями Академии художеств, и другого - с реализмом и пленэром, принуждает сравнить его творчество в которой мере с таковой же двойственностью искусства В. Д. Поленова". Схожее сосуществование разных интересов встречается в творчестве и неких остальных российских живописцев. Не считая А. П. Боголюбова и В. Д. Поленова к ним в первую очередь, разумеется, следует отнести И. П. Похитонова.

Творческий путь Боголюбова - превосходный пример самоотверженного труда и преданности собственному делу, превосходный пример борьбы за овладение высочайшим красочным мастерством, глубочайшим реалистическим искусством. Начав работать в период, когда пейзаж еще числился второстепенным жанром, когда процветали пейзажи с красивым освещением, прекрасными замками и развалинами, Боголюбов через собственный полувековой творческий путь уверенно пронес и сохранил огромное и глубоко реалистическое искусство.

Творчество и общественно-художественная деятельность А. П. Боголюбова - увлекательная, типичная страничка в истории российской культуры 2-ой половины XIX века, в истории русско-французских связей.

Читайте далее:

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи
Родился 15 апреля 1452 года в городе Винчи, недалеко от Флоренции (Италия). Отец Леонардо, Пьеро Винчи, был нотариусом и довольно богатым человеком, имел титул мессэра и земли во владении. Всего Пьеро Винчи в своей жизни стал отцом двенадцати детей и как минимум четыре раза был женат.

Казимир Северинович Малевич

Казимир Северинович Малевич
Российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства, т. н. супрематизма («Черный квадрат», 1915). С нач. 1920-х гг. занимался научно-преподавательской деятельностью. В нач. 1930-х гг. обратился к реалистической живописи («Автопортрет», 1933).

Анри Эмиль Бенуа Матисс

Анри Эмиль Бенуа Матисс
Французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма. Выразил праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость бытия («Танец», 1910; «Красные рыбки», 1911)...

Эгон Шиле

Эгон Шиле
Австрийский художник, один из лучших мастеров австрийского модерна. Его живопись и графика, отмеченная нервными цветовыми контрастами, изощренно-гибким рисунком, достигая драматического эротизма, непосредственно предвосхищают экспрессионизм. Эгона Шиле многие современники...

Поль Гоген

Поль Гоген
Французский живописец. Один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн, использовал синтетические обобщения и упрощение цвета и линий. В декоративных, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по композиции плоскостных...

Врубель

Врубель
Жизнь художника — развитие его творческой силы, это настоящая биография художника, которой одни обломки являются в происшествиях ежедневной жизни... Материалы жизни художника суть одни — его произведения», — так писал некогда В.Ф. Одоевский.

Антонис ван Дейк

Антонис ван Дейк
Юный принц королевской, крови, ван Дейк был щедро одарен судьбой. Красивый, изящный, обладавший исключительными дарованиями и рано проявившейся гениальностью, он получил прекрасное воспитание и сверх того все то, чем был обязан счастливой случайности — своему происхождению.

Рафаэль

Рафаэль
Эпоху, породившую его, называют Высоким Возрождением. После средневековья - "охоты на ведьм" и костров инквизиции - человечество словно вдруг ужаснулось своему невежеству и жестокости. А ужаснувшись, дерзнуло поверить в себя.

Александр Николаевич Бенуа

Александр Николаевич Бенуа
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) - живописец, график, искусствовед, яркий представитель художественного объединения "Мир искусства", автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки.

Иван Константинович Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900). Эпической "поэмой о море" представляется удивительно цельное по мироощущению творчество И. К. Айвазовского, снискавшего еще при жизни всемирную славу.

Франсуа Буше

Франсуа Буше
Буше (Francois Boucher) - французский живописец, родился в Париже 29 сентября 1703, умер 80 мая 1770 года. Отец его Николай Б. бедный учитель живописи и рисовальщик узоров для вышивки, был, по видимому, первым его учителем.

Феофан Грек

Феофан Грек
Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище Грека. Наиболее вероятной датой рождения художника считаются 30-е годы XIV столетия. На Русь он приезжает в возрасте 35-40 лет.

Уильям Френд Де Морган

Уильям Френд Де Морган
Уильям Френд Де Морган (1839-1917) - выдающийся английский художник-керамист, сын известного математика Августа Де Моргана. Свое художественное образование Уильям начинает в двадцать лет.

Самуэл Купер

Самуэл Купер
Самуэл Купер (1609-1672). Его называли «Ван Дейком в миниатюре», «королем портрета» и еще—«первым, кто наделил искусство миниатюрного портрета силой и свободой масляной живописи».

Исаак Ильич Левитан

Исаак Ильич Левитан
Творчество Исаака Ильича Левитана развивалось в период высокого расцвета русской художественной культуры. Его современниками были Репин и Суриков, Нестеров и Серов, Чехов и Горький, Шаляпин и Ермолова.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
Путь становления Петрова-Водкина как человека и художника был долгим и тернистым. Он родился в Саратовской губернии, в небольшом приволжском городке Хвалынске.

Валентин Александрович Серов

Валентин Александрович Серов
А. Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года в семье известного композитора А. Н. Серова. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования.

Иван Иванович Шишкин

Иван Иванович Шишкин
Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Стремясь привить и сыну интерес к истории, он привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К. И. Невоструеву.

Федор Петрович Толстой

Федор Петрович Толстой
Федор Петрович Толстой — один из интереснейших и своеобразнейших художников первой половины XIX века — родился в 1783 году в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан сержантом в Преображенский полк.

Сезанн Поль

Сезанн Поль
Поль Сезанн (1839-1906) - имя, хорошо знакомое каждому, кто хоть немного интересуется живописью. Французское искусство прошлого столетия и творческий путь многих европейских художников начала нашего века как бы делятся незримой чертой на два этапа "до Сезанна" и "после".


AdSense

Новое на сайте

Развитие искусства в Древнем Китае Китай — одна из крупнейших стран Азии, его цивилизация существует с IV тысячелетия до н. э. и принадлежит к наиболее развитым в эпоху древности и средневековья. За несколько тысячелетий существования китайская культура дала замечательные произведения искусства,
Новое на сайте

Скульптура Родина-мать зовет Фигура женщины-матери, поднимающей своих сыновей в последнюю для многих из них атаку, лишена какой бы то ни было идеализации: ее лицо черно от гнева и ненависти к врагу, обнаженные сильные руки вознесены к самому небу, правая до судороги сильно сжимает рукоять меча, левая повелевает идти за собой.
Новое на сайте

Реалистический сенсизм Что такое Реалистический сенсизм? Это совершенно новое направление в изобразительном искусстве - основанное на энергетическом, духовном осязании того, что изображает художник.
Новое на сайте

Произведения Николая Николаевича Ге – это яркое явление в истории русской культуры XIX века