Сделать стартовой страницей Добавить в избранное Контакты Карта сайта

Подразделы

Разделы

AdSense

Советуем прочитать

Садово-парковая скульптура Основа садово-парковой скульптуры из металла была заложена еще в 1235 г., когда в одном из буддийских храмов Монгольского государства в городе Кара-Коруме был создан 9-метровый фонтан-дерево из чистого серебра.
Новое на сайте

Египетский храм Как понять архитектуру египетского храма, построенного несколько тысячелетий тому назад? Как разобраться во всех его частях, во всех его деталях? Конечно, если мы будем со вниманием вглядываться в каждый камень, будем искать объяснения всего увиденного и наблюденного, то в конце концов многое поймем, многое станет нам ясным.
Новое на сайте

Дизайн офиса В настоящее время, далеко не все предприниматели осознают, что интерьер офисных помещений влияет на деятельность компании в целом. Ведь первое впечатление клиента или делового партнера о фирме формирует именно зрительная информация, то есть интерьер.
Статистика

Художники

Алексей Петрович Боголюбов

Алексей Петрович Боголюбов

Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта в 1824 году в селе Померанье, бывшей Новгородской губернии. Папой его был полковник Петр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812 года, а мамой - Фекла Александровна Радищева, дочь известного российского революционера-демократа XVIII века А. Н. Радищева.

Отец его всю юность провел в военных походах и погиб в 1830 году от последствий тяжелого ранения, приобретенного во время Отечественной войны 1812 года.

Мама Боголюбова, Фекла Александровна, закончила Смольный и, как вспоминает в "Записках моряка-художника" А. П. Боголюбов, "будучи сиротою, в последствии выпуска осталась при институте пенсионеркою, а позже классною дамою. В это время она познакомилась ближе с старою француженкою... которая имела огромное влияние на её развитие: они совместно читали Дидерота, Вольтера и т. д.". 2-ух отпрыской собственных - Николая и Алексея - она с юношества воспитывала в уважении к памяти их "крамольного" деда.

В 1832 году Алексей Боголюбов был отдан в Александровский молодой корпус, откуда через два года его перевели в Морской кадетский корпус. Уже тогда Боголюбов нашел огромную любовь к рисованию. Юный живописец был "...отчаянной веселости и озорного нрава...". "Страсть к рисованию меня тоже гробила, - вспоминал он, - ибо я ударялся в часы досуга в карикатуры, что также умножало мои беды".

Однажды Боголюбов чуток было не пострадал, нарисовав карикатуру на экзаменационную комиссию. Его простили, но взяли слово, что он не будет рисовать, пока не наденет эполет.

В январе 1841 года Боголюбов, имея от роду семнадцать лет, закончил Морской корпус и был выпущен со званием мичмана и с тех пор постоянно прогуливался в заграничные плавания.

С возрастом любовь к искусству у молодого моряка росла, чему в значимой степени содействовали длительные заграничные плавания, дававшие обеспеченный материал впечатлительному юному художнику.

Сохранилось несколько картин и рисунков Боголюбова периода его морских плаваний в 40-х годах ("Фрегат "Усердный", "Пароход "Камчатка" и др.). Они еще далеки от проф мастерства, но в их уже наметилось то глубочайшее, пытливое начало в исследовании натуры и жизни, что так типично для всей долголетней творческой деятельности художника Боголюбова.

Бывая за границей, Боголюбов знакомился с произведениями наилучших западноевропейских живописцев. Так, в 1847 году, плавая в качестве лейтенанта на фрегате "Камчатка", он побывал в Лондоне, где в первый раз увидел пейзажи Тернера с их приподнятым настроением, с гармоничной красочностью, со стремительно летящими тучами и бурлящей водой. "Гармония красок навсегда запала в мою душу", - пишет Боголюбов в собственных "Записках моряка-художника", упоминая о Тернере.

В том же году на полуострове Мадера произошла встреча Боголюбова с Карлом Брюлловым. Об данной встрече Боголюбов ведает так: "Брюллов попросил, естественно из вежливости, показать работы, которые были в папке, сделал замечания про картинки, но, увидев этюды с натуры, произнёс: "Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а основное, рисуйте построже". Этот отзыв великого российского художника подбодрил Боголюбова, и он с еще большей энергией работает, решив предназначить себя целиком искусству.

С современной европейской школой живописи Боголюбов познакомился в 1848 году, посетив музеи Амстердама, Гарлема и Роттердама.

О красочных работах Боголюбова этого периода дает представление картина "Пароход-фрегат "Камчатка" (1848, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург). Условность композиции и освещения, доверчивая пестрота красок делают эту картину похожей на эскиз театральной декорации с прыгающим по волнам игрушечным корабликом. Нет ничего необычного в том, что юный живописец, внимательный к деталям, но еще совсем неопытный и дальний от мастерства, пишет подражательно и испытывает влияние марин Айвазовского, находившегося тогда в зените славы.

В конце 1848 года президент Академии художеств барон Максимилиан Лейхтенбергский совершал на пароходе "Камчатка" путешествие на полуостров Мадейру. Барон заинтересовался рисунками юного лейтенанта и посоветовал ему серьезно заняться живописью. "Вместо того, чтоб быть дюжинным офицером, - говорил он, - будьте лучше неплохим морским художником, знатоком корабля, что у нас нет в РФ, а эта специальность лежит в вашем образовании". Потом барон получил у Николая I разрешение принять Боголюбова в Академию художеств с оставлением его во флоте, ибо живописец не имел остальных средств к существованию, не считая тех, что давала ему морская служба.

С осени 1849 года Боголюбов начинает посещать классы Академии художеств.

В Академии художеств Боголюбов обучается у М. Н. Воробьева и В. П. Виллевальде. Но они не оказали на Боголюбова столь мощного влияния, какое оказал узнаваемый художник-маринист, И. К. Айвазовский, хотя он н не был доктором Академии художеств.

С Айвазовским Боголюбов познакомился еще до поступления в Академию художеств и стал частенько бывать у него на квартире. Как мощное впечатление на юного Боголюбова произвели эффектные картины Айвазовского, можно судить по его воспоминаниям: "... я увидел в 1-ый раз таковой сияние красок на холсте, что даже запамятовал Тернера. Голубые, желтоватые, белоснежные, сероватые и красноватые картины просто меня ослепили."

1-ые самостоятельные картины Боголюбова - два вида Кронштадтской гавани, "Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 году", "Бой брига "Меркурий" с 2-мя турецкими кораблями", "Вид Смольного монастыря с Большой Охты" и "Отбытие барона Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона" - относятся к 1851 году. Три крайние были удостоены Малой золотой медали.

Тем более живопись первых картин Боголюбова суха и однообразна. Полотна наивно перегружены деталями, которые мешают ему передать общее; композиции совсем "придуманны", и творческая фантазия с налетом академического романтизма то и дело подменяет художнику серьезное проф мастерство и верность натуре. Наиболее всего Боголюбов остается самим собой в рисунках: альбом ранешних его набросков, хранящийся в Киевском музее российского искусства, дает представление о живой непосредственности юного художника, об его остром и юмористическом восприятии реальности.

Картины Боголюбова академического периода представляют собой характерные эталоны видовой живописи середины прошедшего столетия. Но в их уже чувствуется решительное и упорное рвение к исследованию натуры и познанию жизни, к передаче правдивого и настоящего состояния в природе.

В 1853 году за три вида Ревеля, исполненных по програмке, и за "Вид С.-Петербурга от взморья" Боголюбов получил Огромную золотую медаль, дававшую выпускникам Академии право на заграничную командировку.

Перспективно-видовые картины, подобные "Катанию на Неве" (1854, Третьяковская галерея), были лишь одной стороной творчества Боголюбова, ибо еще в Академии проявилась его склонность к другому, батальному виду живописи. К столетию Морского корпуса живописец создал одну из первых собственных баталий - "Афонское схватка 19 июля 1807 года". Начавшаяся в 1853 году Крымская война отдала ему новый материал. Боголюбов издает "Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 гг." и получает заказ от Николая I: исполнить семь огромных картин из истории Крымской войны. Невзирая на военные деяния, Боголюбова, офицера флота, выпускают в отставку и сразу же назначают художником Главенствующего морского штаба.

В конце апреля 1854 года Боголюбов отправился за границу. Путь его лежал через Берлин в Дрезден. Он уезжал с жестким намерением обучаться в Дюссельдорфе у известного германского пейзажиста Андрея Ахенбаха. Но в это время Ахенбах находился в Италии, и Боголюбов поехал в Брюссель и Антверпен. Тут он тщательно знакомился с живописью Рубенса и Ван-Дейка и усердно занимался натурными зарисовками кораблей, имея в - виду царский заказ. Скоро Боголюбов переехал в Швейцарию, где воспользовался советами известного пейзажиста Калама, много путешествовал.

Этюды первых лет пенсионерства не были свободны от несколько условного колорита и молвят о том, что Академия отдала Боголюбову не многое: чувствуется бедность и условность художественного языка, неумение схватить основное в пейзаже. Цвет воспринимается локально. Таков этюд "Женевское озеро близ замка Шильон" (1854), таков же "Синоп" (1856) - этюд, в каком локализация цвета в особенности проявилась: оранжевое небо, голубая вода, а меж ними фиолетовая полоса возвышенного берега. Место строится также условно. В пейзаже "Замок св. Ангела в Риме" (1859) передний план, выдержанный в коричнево-черных тонах, силуэтом выделяется на светлом втором плане, 3-ий план тонет в голубой дымке.

Работы Боголюбова на натуре являются поисками собственного стиля в искусстве.

Из Швейцарии Боголюбов едет в Италию, где, переезжая из городка в город, с огромным прилежанием зарисовывает различные колонны, капители и карнизы дворцов и спостроек. Таким образом, доехав до Рима, где уже были его товарищи: Сорокин, Железнов, Максугов, Лагорио, Чернышев, Бронников, Давыдов, Кабанов и целый ряд остальных российских живописцев, Боголюбов останавливается там.

Весной 1855 года Боголюбов совместно с товарищами по Академии ездил на этюды в Неаполь, Террачино, Палермо, Мессину, Сорренто и через Капри возвратился с ними в Рим. Результатом этого путешествия были картины: "Римская ночь", "Бурный вид о-ва Капри", "Вечер в Неаполе" и остальные. "Вид Сорренто" Боголюбов написал с того же места, что и его превосходный предшественник Сильвестр Щедрин. "Дерзость была великая, - вспоминает он, - но я постоянно любил этого профессионалы и с любовью копировал его этюды в нашей Академии. Дело поначалу не шло. Пришлось написать 10 этюдов - и лишь тогда в Риме я мог окончить эту работу".

В Риме судьба свела Боголюбова с художником Франсуа, который познакомил его с работами французских пожилых людей академии "Villa Мedici". Это "разом сделало во мне переворот, - пишет Боголюбов, - и я стал вглядываться, как этот люд, выросший в школе Энгра, Руссо, Коро и иных новейших светил, тогда лишь открывших новенькую эру французского пейзажа, глядит на натуру".

1-ая встреча с представителями французской реалистической живописи совсем скоро отдала свои результаты: Боголюбов "все больше и больше вдавался в простоту линий пейзажа, писал совсем не достаточно, но зато чертовски много рисовал и пером и карандашом". Это посодействовало ему овладеть перспективой.

Работа над выполнением царского заказа принудила Боголюбова осенью 1856 года отправиться на Дунай, чтоб написать этюды с натуры для всех боевых морских эпизодов на Черном море. Начав с зарисовок корабельных маневров, уборки парусов и пушечных учений у крепости Исакчи, Боголюбов сделал множество этюдов Константинополя и, наконец, прибыл в Синоп, уже "приготовленный всеми реляциями известного боя".

В Синопе Боголюбов пробыл месяц, нарисовал и написал его "со всех сторон". Работать было тяжело - война чуть отшумела, и обстановка повсюду была еще совсем тревожной.

Боголюбов едет в Париж, где поступает в школу Кутюра, а потом, познакомившись с известным французским художником-маринистом Евгением Изабе, решает заниматься у него.

Пользуясь советами опытнейшего мариниста и работая в его мастерской, Боголюбов познает "науку живописи" и совместно с тем сближается со почти всеми известными французскими живописцами: Орасом Правильно, Энгром, Полем Деларош, а позднее и с Коро, Добиньи, Руссо, Тройоном.

В 1859 году Боголюбов переезжает в Дюссельдорф и начинаем работать под управлением Андрея Ахенбаха. Ахенбах сразу же направляет Боголюбова на этюды в Шевенинген, советует запамятовать его картины и управляться лишь своими собственными взорами на природу. В Дюссельдорфе Боголюбов по Этюдам написал ряд огромных картин, посреди которых выделялась "Ярмарка в Амстердаме".

"Ярмарка в Амстердаме" (Российский музей) - характерная работа Боголюбова, подводящая результат его заграничному пенсионерству. По собственному сюжету она еще тяготеет к романтичному пейзажу: борьба лунного света со светом факелов, готический силуэт Гарлемских ворот, остроконечные вышки домов, сияние в окнах и на воде, черные силуэты сонных кораблей. Но эта картина поразила всех своим высочайшим техническим мастерством выполнения и реалистической уверительностью в решении столь сложной задачи. По данной картине можно судить о том, как окреп Боголюбов в рисунке, как возросло его мастерство, позволившее ему с реалистической уверительностью решать сложные живописные задачи, правдиво передавать природные и световые эффекты. В этом Боголюбов смог подняться до уровня современных ему голландских и французских живописцев, писавших картины на сходные темы.

Трезвый реализм Боголюбова восхищал почти всех западноевропейских мастеров и внушал им доверие к их русскому собрату, замечательному и большому художнику. Не случаем потому в мастерской Боголюбова "частенько сиживал старик Коро, покуривал свою коротенькую трубку", а живописец Добиньи, который совсем полюбил Боголюбова, хвалил его работы и изменялся с ним этюдами.

В конце 1860 года Боголюбов возвратился из заграничной командировки с огромным количеством картин и массой особенно новых и увлекательных этюдов. И когда Академия художеств устроила выставку этих работ, то стало ясно, что Боголюбов не только ученик Воробьева и не только подражатель Айвазовского, каким был 6 годов назад, а типичный, увлекательный и большой мастер, какого Россия еще не знала. И. Н. Крамской, памятуя эту выставка писал о Боголюбове: "До 61-го года о нем ничего не было слышно. В 1861 году он л строил огромную выставку из всего изготовленного им за границей и сходу стал тем Боголюбовым, которого мы знаем: большая, отлично усвоенная им европейская техника и некое сочинительство пейзажа. Это было положительно отлично, в особенности для нас, тогда еще не достаточно знакомых с современными европейскими мастерами". Академией художеств Боголюбову было присвоено звание доктора и объявлена благодарность Совета, "потому что, - говорилось в постановлении Совета, - до того времени ни один из пожилых людей Академии при возвращении в Россию не привозил такового огромного количества хороших этюдов и картин, доказывающих, не считая таланта, особые труды и старание совершенствоваться".

"Выставка моя посещалась бойко, - говорил Боголюбов, - и стояла целый месяц. . . Я составил себе имя, которым честно живу и сейчас". Александр II купил все картины из истории Крымской войны и "Ярмарку в Амстердаме", щедро оплатив эти работы. В 1861 году Боголюбов был утвержден в звании доктора и получил новый царский заказ - написать историю морских схваток Петра Великого.

В последствии закрытия выставки, принесшей ему таковой фуррор, Боголюбов побывал в Москве и, возвратившись в Петербург, вошел в круг живописцев, группировавшихся вокруг Академии и Общества поощрения живописцев. По поручению гидрографического департамента морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под управлением известного гидрографа капитана Ивашенцева. В 1864 году таковой же атлас Финского залива был выполнен им совместно с капитанами Баженовым и Кроуном.

В связи с необходимостью побывать на Каспийском море Боголюбов вместе с братом предпринял в 1861 году путешествие по Волге. Результатом явились иллюстрации к книжке Н. П. Боголюбова "Волга от Твери до Астрахани" и этюды волжских городов. Потом они легли в базу нескольких видовых полотен Боголюбова.

К данной поездке, возможно, относится этюд "Закат солнца в Нижнем" (Российский музей). Боголюбов изобразил берег Волги, вдоль которого тянется к городку дорога. По ней идут люди; поднимая столбы пыли, проезжают крестьянские тележки Заходящее солнце окрашивает в красновато-желтые тона небосклон и силуэт дальнего городка. Спектр этого этюда и его настроение совсем напоминают известное полотно Третьяковской галереи "Ипатьевский монастырь близ Костромы", датируемое 1861 годом. В нем опять повторяется этот же мотив вечернего закатного освещения. Вода поблескивает в желтовато-зеленых лучах заходящего солнца. На высветленном летнем небе резким красным силуэтом вырисовываются главы церквей и стенки старого российского городка. На опустевшем берегу - дамы, встречающие запоздалую рыбачью лодку.

Больший энтузиазм для выяснения эволюции пейзажей Боголюбова представляют итальянские этюды, написанные в городке Пизе (Российский музей), датировка которых до сих пор оставалась неясной. Меж тем они могут быть датированы полностью точно благодаря записям в дневниках художника. Дело в том, что в связи с заболеванием супруги Боголюбов провел в Италии зиму 1862/63 года. Чувством грусти, навеваемой видом осенней природы, проникнуты все пизанские этюды. Они непременно могут быть названы пейзажами настроения. В их уже угадываются черты пленэрного и интимного начал, которые станут характерны для пейзажных полотен Боголюбова, так контрастно противоположных его видовой и батальной живописи.

В 1863 году Боголюбов вторично совершает поездку по Волге и третью, правда непродолжительную, в 1869 году. Результатом этих поездок явился ряд огромных картин: "Вид Казани в разлив", "Нижний Новгород с колокольного базара", "Ипатьевский монастырь" н остальные, также большущее количество рисунков.

В 1863 году Боголюбов побывал также на Дону и в Крыму. Возвратившись в Петербург, Боголюбов окончил работу над альбомами путешествия и в марте 1864 года представил наследнику 250 рисунков и 25 этюдов.

Пора было поразмыслить и об выполнении заказа на морские баталии петровского времени. В 1865 году Боголюбов уехал в Швейцарию, а потом в Дюссельдорф, где в последующем году и приступил к данной работе. Крупная часть полотен была сотворена им тогда же, но весь цикл был завершен лишь в 1876 году. 2-ой цикл морских баталий состоит из последующих узнаваемых нам картин: "Абордажное дело со шведами в устье Невы 6 мая 1720 г.", "Гренгамское схватка", "Прорыв российского галерного флота через шведский у мыса Ганге-Удд", "Гангутский бой", "Ревельское схватка 2 мая 1780 г.", "Выборгское схватка 22 июня 1790 г.", "Красногорское схватка 22 июня 1790 г.", Картины "Гангутский бой" и "Бой у о. Эзель 24 мая 1719 г." - это вершины батальной живописи Боголюбова.

В 50-х годах, воссоздавая историю Крымской войны, Боголюбов многословно и сухо воспроизводил исторически-документальную правду. Сейчас он приходит к новым и самостоятельным композиционным решениям, добивается большой смысловой и красочной выразительности. Это ставит его работы на одно из первых мест посреди произведений батально-исторического жанра 2-ой половины XIX века. Правда, Боголюбов не владел той мощью фантазии, которая присуща полотнам его старшего современника Айвазовского, художника-импровизатора, писавшего лишь по памяти и никогда не делавшего этюдов, но зато картины Боголюбова отлично обдуманы и отлично нарисованы. Ему чужды преувеличения Айвазовского, чужды и его ошибки. Моряк по профессии, он отлично знал корабль и не допускал дилетантских просчетов, изображая мачты и паруса. Еще А. А. Иванов, заметив талант Айвазовского, предугадал те угрозы, которые сулил ему легкий фуррор у публики. Он предсказывал, что юный живописец будет иметь "хороший капитал", и выражал опаски по поводу попыток Айвазовского создавать себе славу газетной шумихой. Потом об этом же писал в собственных дневниках Боголюбов. Морские драмы Айвазовского, которые поражают чаше всего наружной красотой и наружными эффектами, Боголюбов резко критиковал.

В собственной критике творческого способа Айвазовского Боголюбов был прав. Но время сделало выбор: популярность Айвазовского не может идти в сопоставление с относительно малой известностью марин Боголюбова. К Боголюбову, создателю скрупулезнейшей, но постоянно прозаической истории российского военного флота, никогда не приходило то поистине поэтическое вдохновение, которым отмечено большая часть полотен Айвазовского.

Вторую половину 60-х годов Боголюбов провел в беспрерывных странствиях: 1866 год - путешествие по РФ, потом - Дюссельдорф, Дания. 1868 год - опять Петербург. В последующем году - третье путешествие по Волге.

В 1869 году в Петербурге открылась выставка работ Боголюбова, посвященная памяти доктора А. Бейдемана. В последствии её закрытия Боголюбов опять путешествует по РФ, а потом уезжает в Голландию, Бельгию и Германию. Из работ, экспонировавшихся на выставке, следует отметить огромную картину "Крушение фрегата "Александр Невский" (1868, Центральный военно-морской музей) и волжские виды.

1870-1871 годы живописец проводит в Париже и, получив заказ, занимается росписью российской посольской церкви.

К этому времени относится пейзаж "Лес в Вёле" (Третьяковская галерея). В тихой лесной роще - черный заросший пруд, на поверхность которого ложатся легкие тени. Через верхушки деревьев проглядывает серенькое небо. Густая листва кажется погруженной в прозрачную атмосферу. Это "безлюдная" природа, но кажется, что тут незримо находится человек. Тональная живопись данной картины строится на тончайших переходах и сочетаниях зеленоватого цвета, она роднит этот пленэрный пейзаж с наилучшими произведениями барбизонской школы. Боголюбов стает перед нами в новом качестве - не как создатель видовых полотен, исполненных в духе академического романтизма, как романтик другого - реалистического плана.

Элементы нового дела к пейзажу - энтузиазм к состоянию природы, к её внутреннему эмоциональному содержанию - угадывались в творчестве Боголюбова уже сначала 60-х годов и в особенности в итальянских пейзажах художника, но еще в большей степени они заметны в одном из самых прелестных по простоте и задушевности пейзажей - "Вёль. Двор фермы. Осень" (Российский музей).

Нормандские этюды подготовили художника к созданию картины "Устье Невы" (1872, Третьяковская галерея), которая в творчестве Боголюбова стала этапной. Даже современники отлично соображали, что "сличая и припоминая виденное уже нами, вышедшее из-под кисти Боголюбова, нельзя не сознаться, что его "Устье Невы" во многом представляет заметный шаг вперед. Прежде всего поражает тут свобода и простота концепции".

Широкая даль Невы, светлые силуэты спостроек Петербурга, освещенные суда и песочная отмель реки, изображенные на этом полотне, полны жизни и правды. Безыскусственность и простота сюжета, глубочайшая реалистическая уверительность и смелый красочный прием, использованный Боголюбовым, приводят его "к решениям, близким передвижническому пейзажу". Близким, но обособленным. И вот почему.

С передвижниками Боголюбова сближала верность принципам реалистического искусства. Но в истории российского пейзажа он, как и Похитонов, который потом тоже в большей степени жил и работал за границей, занимает несколько особенное положение. Даже в государственных по теме и содержанию полотнах Боголюбова постоянно преобладает пассивно-созерцательное начало. При всей изобразительной достоверности красочный и эмоциональный строительных картин Боголюбова имеет не достаточно общего с русским пленэрным пейзажем 70-х годов, в каком в эти годы все наиболее утверждаются мотивы, выражающие социальные настроения российского общества.

Идейных позиций передвижников в собственном творчестве Боголюбов не делил. Програмка национально-самобытного искусства, воплощающего животрепещущие социальные темы, была ему в целом чужда. Тем более, он участвует во всех передвижных выставках, начиная с первой - 1871 года, в последующем году становится одним из самых деятельных, влиятельных членов правления Товарищества и умело употребляет свое положение, связи и авторитет в официальных кругах для дела художников-передвижников. Боголюбов был вхож к высокопоставленным и царствующим особам. Будучи художником Главенствующего морского штаба, он не один раз лично представлял царю заказанные ему картины, а потом был приглашен давать уроки живописи наследнику и его супруге.

Огромную роль в сближении с передвижниками сыграл выход Боголюбова в 1873 году из состава Совета консервативной Академии, в который он был избран в 1871 году, и следующая его активная борьба с Академией в 1876 году по задаче о разработке российской Академии в Риме.

Глубокую связь, которая была меж ним и передвижниками, убедительнейшим образом подтверждает история сотворения Боголюбовым народного музея имени Радищева в Саратове.

Прогрессивное начинание Боголюбова было жарко одобрено передвижниками. Ознакомившись с проектом организации саратовского музея, Репин писал Стасову: "Поддержать и развить искусство может лишь одно: народные музеи, которые следует основать во всех огромных городках. Пока их не будет, не будет и реального искусства"

1-ая попытка демократизации искусства была предпринята Товариществом передвижных художественных выставок. Последующий шаг в этом же направлении сделал Боголюбов, основав 1-ый в РФ общедоступный музей.

Мысль о его разработке появилась у Боголюбова еще в 50-е годы, в период заграничного пенсионерства. "С тех пор, - писал современник, - на всем, что он приобретал и что ему дарили по части предметов искусства и книжек. . . немедленно появлялась метка: "Р. М." (Радищевский музей). Свою художественную коллекцию Боголюбов решил принести в дар Саратову. И не случаем. Вот как он разъясняет это в дневниках: "Мысль об учреждении музея и школы в родном моем городке Саратове меня постоянно занимала, тем более, что дед мой, узнаваемый литератор екатерининского века, был саратовским помещиком и именитым дворянином. . . но. . . независимо от личных эмоций, привязанности к родной губернии, во мне созрело убеждение, что конкретно Саратов, как один из самых принципиальных центральных пт нашего края, представляет особые удобства и удовлетворяет реальным потребностям в затеянном мною предприятии". Создавая музей, Боголюбов хотел "бросить по себе память, возвышая втоптанное в грязюка имя деда. С иной стороны, - разъяснял он, - я постоянно задумывался, что каждый гражданин в моих условиях должен все свое имущество отдавать собственной родине, чтобы возвысить образовательное дело юношества".

Много энергии и упорства потребовалось Боголюбову, чтоб преодолеть трудности, связанные с устройством музея в Саратове. Косность и упрямство большей части городского управления затянули дело основания и открытия музея на восемь лег.

Много препятствий нужно было преодолеть, чтоб достигнуть высокого разрешения на заглавие музея "Радищевским". И еще долго после чего в придворных кругах не могли успокоиться - "на каком основании в Саратове музей назван Радищевским - именованием революционера".

Боголюбов связал 1-ый музей в провинции с именованием собственного деда, А. Н. Радищева, создателя крамольного "Путешествия из Петербурга в Москву".

29 июня 1885 года состоялось праздничное открытие первого в РФ провинциального художественного музея.

На иной день Радищевский музей был открыт безвозмездно для публики. К 10 часам утра у входа собралась многомилионная масса. В здание впускали по пятьсот-шестьсот гостей. С 10 часов утра до 3 часов дня в музее побывало 2700 человек, но не все желающие успели осмотреть его в этот же день. Это совсем небывалое явление в художественной жизни РФ воочию уверяло, как принципиальным и нужным было начатое Боголюбовым дело.

Стоит еще раз напомнить, что в 1885 году Третьяковская галерея была личным собранием, а двери Российского музея раскрылись для широкой публики тринадцать лет спустя в последствии сотворения музея в Саратове.

В последствии открытия в 1885 году первого провинциального художественного музея, основанного Боголюбовым в Саратове, по всей РФ прошла волна организации художественных музеев. Вслед за Саратовским музеем появляются музеи в Харькове, Нижнем Новгороде, Пензе и остальных городках РФ.

Саратовский музей был открыт в 1885 году, Российский музей в Ленинграде был открыт тринадцать лет спустя в последствии Саратовского музея.

В последствии открытия музея Боголюбов с еще большей энергией продолжает хлопотать о музее и пополнении его коллекции, также об открытии рисовальной школы при нем. Тут Боголюбов сталкивается с еще большей косностью "отцов городка".

Он так и не дождался открытия школы, которое состоялось в феврале 1897 года, спустя три месяца в последствии погибели Боголюбова. Школа носила в честь его заглавие - "Боголюбовское рисовальное училище".

Боголюбов завещал любимому собственному детине - музею и рисовальной школе - все свое имущество и капитал в сумме двухсотен тыщ рублей.

Прогрессивные устремления Боголюбова, преданность его российской культуре определили и общественную позицию Боголюбова во Франции, где он прожил четверть века.

Парижский период его жизни начинается с 1873 года. Принужденный покинуть родину из-за суровой заболевания сердца, живописец оставался за границей до конца собственных дней. Но практически каждое лето Боголюбов приезжал в Россию. Он сохранил верность родине и жил интересами российского искусства.

В парижской мастерской Боголюбова постоянно собирались российские живописцы. Тут частенько бывали Репин, Поленов, Антокольский, Верещагин, Похитонов и почти все остальные.

Российские живописцы также постоянно бывали у генерала Татищева и в доме известной певицы Полины Виардо, где слушали превосходную музыку и наилучших европейских музыкантов. Боголюбов вспоминает, что там он познакомился с Сен-Сансом, Золя и почти всеми иными представителями французской культуры.

"Все шло под эту кровлю высочайшего художества, - пишет Боголюбов, - считая честью быть у умнейшей певицы и музыкантши... Бывали здесь и литературные утра, - продолжает он, - организованные И. С. Тургеневым для усиления средств российской учащейся в Париже молодежи, которую он поддерживал, не зная отказа".

"Вторники" Боголюбова и "четверги" Тургенева как бы предшествовали организационному сплочению российских живописцев, крайний толчок которому отдала русско-турецкая война. "Веселая известие, что Плевна пала, - вспоминал Боголюбов, - нас ободрила, мы порешили в день её взятия основать в Париже О-во взаимного вспомоществования российских живописцев. В данный момент собрали картины, картинки для лотереи, которую тут же разыграли... написали утомившись, над которым много потрудился И. С. Тургенев".

Связь Боголюбова с передовым русским искусством не нарушалась и тогда, когда он жил во Франции. Руководимый им российский художественный кружок в Париже не только объединял живописцев, живших вдалеке от родины, но и создавал им условия для работы. Предоставляя же приют и помощь юным художникам, которым Академия отказывала в собственном покровительстве, российский художественный кружок тем самым противостоял реакционной Академии и содействовал развитию государственного искусства. "Интересы этого кружка были не парижские, а российские вообщем", - как говорил М. М. Антокольский.

Когда И. К. Репин за границей в 1874 году остался без средств, Боголюбов устраивает ему выгодный заказ, и юный живописец может опять приняться за картину "Садко".

Через посредство Боголюбова совсем частенько получали выгодные заказы Крамской, Савицкий, Поленов и остальные. Цены на эти заказы традиционно устанавливал сам Боголюбов, выговаривая при всем этом может быть наиболее выгодные условия для живописцев.

В 1874 году целая плеяда юных российских живописцев, пожилых людей Академии художеств, в числе которых были Репин, Поленов, Харламов, Савицкий, Верещагин, Антокольский, Беггров и остальные, находит себе приют в Париже у жившего там Боголюбова.

Живя во Франции, Боголюбов, как постоянно, много" и плодотворно работает. О его пейзажной манере данной поры, не считая упомянутых видов Вёля, дают представление 10-ки этюдов, хранящихся в Саратовском музее. Один за иным он создает их в красочных уголках Нормандии, Голландии, Швейцарии, Италии. Ранее пейзажи Боголюбова изобиловали деталями - сейчас он стремится к обобщенности форм, передает через образы природы свои мысли и чувства, добивается большой выразительности в совсем маленьких по размеру полотнах. Это придает живым наброскам с натуры характер этюдов-картин. Пейзажи "Суда в гавани Дьепп", "Горы в Фекане", "Мельница в Вёле", "Прачки в Нанте" полны света и воздуха. Воздух окутывает густую зелень, тугие мачты и паруса. На поверхность воды ложатся отражения с нескончаемым разнообразием цветовых цветов. Близкие по технике выполнения то к барбизонской, то к импрессионистической манере письма, этюды Боголюбова, тем более, совсем непосредственны и несут на себе печать его личного красочного почерка.

Но даже в эти годы, работая по преимуществу над пейзажем, он все таки ворачивается к изображению баталий и видовых перспектив В 1877 году Боголюбов едет на театр военных действий и тогда же кончает работу над картинами "Взрыв турецкого монитора" и "Посадка в Мачин корпуса генерала Циммермана". Полотно "Дело лейтенанта Скрыдлова на Дунае" закончено позже - в 1881 году. А в конце 70-х-начале 80-х годов Боголюбов создает целый ряд панорамических видов - "Нижний Новгород", "Москва с Хамовнической набережной", "Голицынская больница", "Москва, Волхонка" и др. По сопоставлению с ранешними перспективами они наиболее живописны и соединяют в себе традиции перспективного видового пейзажа, унаследованные художником от Академии, с реалистическими началами его пейзажной живописи с натуры.

Живописное дарование Боголюбова более много открылось в пейзажах 80-х годов. Этюд "Ферма в Шамбодуане", передающий красота и притягательность ранешней осени, и пейзаж осеннего Шевенингена, написанный в сдержанной серебристой политре, можно назвать шедеврами Боголюбова. Если же в его этюдах 70-х годов цвет играл чуть ли не самодовлеющую роль, то сейчас - это один из пластических частей, помогающих художнику выразить свои чувства через образ и состояние взволновавшей его природы.

Уже в 60-70-е годы современники считали Боголюбова художником, потрясающе усвоившим современную европейскую технику живописи и "сочинительство" пейзажа. Но и тогда посреди его работ наиболее всего отмечали своеобразно-неповторимые мелкие этюды. Конкретно в их, и в особенности в крайний период творчества, в полной мере развернулось реалистическое дарование Боголюбова. Заметим, что во французском искусстве в эти годы ясно наметились тенденции субъективного истолкования реальности. Но Боголюбов остался верен реалистической правде до конца жизни. Даже незадолго до погибели он пишет жизнерадостные, оптимистические пейзажи, покоряющие мягкой лирикой и глубиной содержания. Совершенно небольшой этюд сохраняет красота живого восприятия природы и совместно с тем несет в себе значительность законченного произведения; в этом - одна из отличительных черт пейзажей Боголюбова, которая ставит его на особенное место в истории российского пейзажа XIX века.

Совсем заного Боголюбов изображает в собственных крайних полотнах море. Картина "Прибой в Ментоне" (Центральный военно-морской музей) полна грозной правды и совершенно лишена красивых деталей, присущих маринам Айвазовского и Судковского. Грозовое небо затянуто золотящимися по краям тяжелыми, сумрачными тучами. Море, отражая крайние лучи солнца, сверкает и пенится, подкатываясь к отлогому берегу. На горизонте - чуть различимый силуэт одинокой накренившейся мачты. Сравнение 2-ух могучих стихий - мрачного грозового неба и растревоженного моря - исполнено глубочайшего драматизма.

Более значительны и интересны, чем картины и этюды Боголюбова, его картинки. Это самостоятельная, значимая область в творчестве художника, о размерах которой можно судить хотя бы уже по тому, что лишь в собраниях Российского музея в Ленинграде и Саратовского художественного музея хранится до 2-ух тыщ его рисунков. Естественно, они далековато не все равноценны.

Виртуозность и мастерство, присущие рисункам Боголюбова, пришли к художнику не сходу. Они явились в итоге упорной работы в течение десятилетии, благодаря тому что Боголюбов практически не расставался с карандашом, фиксируя свои наблюдения, воспоминания либо мысли на всем, что оказывалось у него под рукой: будь то визитная карточка либо каталог крайней выставки, тетрадь либо маленький блокнот.

Наряду с путевыми случайными набросками живописец создал целый ряд больших станковых рисунков, к которым он приходил через бессчетные эскизы и наброски. Таковы его "Взрыв монитора", "Дело Шестакова и Дубасова", "Буря", "Крушение судна", также блестящие отмывки тушью, как "Шевенинген" в Третьяковской галерее, "Венеция", "Барбизон" и остальные в собраниях Саранского художественного музея.

Не считая этого, Боголюбов много работал над литографией, офортом и росписью фарфора, также исполнял работы по стенной живописи.

Последователь академических правил в собственной видовой перспективной живописи даже крайних лет, создатель документально чёткой истории российского военного флота, Боголюбов еще в юные годы испытал влияние французской и германской школ пейзажной живописи. Работая в одном жанре, даже в зрелые годы, он следовал канонам; в другом - пейзажном - выступал как новатор. Эти стороны творчества, совмещаясь в протяжении всей его жизни, имели меж собой не достаточно общего. "Сочетание в творчестве Боголюбова 2-ух направлений, - пишет А. А. Федоров-Давыдов, - 1-го, связанного с традициями Академии художеств, и другого - с реализмом и пленэром, принуждает сравнить его творчество в которой мере с таковой же двойственностью искусства В. Д. Поленова". Схожее сосуществование разных интересов встречается в творчестве и неких остальных российских живописцев. Не считая А. П. Боголюбова и В. Д. Поленова к ним в первую очередь, разумеется, следует отнести И. П. Похитонова.

Творческий путь Боголюбова - превосходный пример самоотверженного труда и преданности собственному делу, превосходный пример борьбы за овладение высочайшим красочным мастерством, глубочайшим реалистическим искусством. Начав работать в период, когда пейзаж еще числился второстепенным жанром, когда процветали пейзажи с красивым освещением, прекрасными замками и развалинами, Боголюбов через собственный полувековой творческий путь уверенно пронес и сохранил огромное и глубоко реалистическое искусство.

Творчество и общественно-художественная деятельность А. П. Боголюбова - увлекательная, типичная страничка в истории российской культуры 2-ой половины XIX века, в истории русско-французских связей.

Читайте далее:

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи
Родился 15 апреля 1452 года в городе Винчи, недалеко от Флоренции (Италия). Отец Леонардо, Пьеро Винчи, был нотариусом и довольно богатым человеком, имел титул мессэра и земли во владении. Всего Пьеро Винчи в своей жизни стал отцом двенадцати детей и как минимум четыре раза был женат.

Казимир Северинович Малевич

Казимир Северинович Малевич
Российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства, т. н. супрематизма («Черный квадрат», 1915). С нач. 1920-х гг. занимался научно-преподавательской деятельностью. В нач. 1930-х гг. обратился к реалистической живописи («Автопортрет», 1933).

Анри Эмиль Бенуа Матисс

Анри Эмиль Бенуа Матисс
Французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма. Выразил праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость бытия («Танец», 1910; «Красные рыбки», 1911)...

Эгон Шиле

Эгон Шиле
Австрийский художник, один из лучших мастеров австрийского модерна. Его живопись и графика, отмеченная нервными цветовыми контрастами, изощренно-гибким рисунком, достигая драматического эротизма, непосредственно предвосхищают экспрессионизм. Эгона Шиле многие современники...

Поль Гоген

Поль Гоген
Французский живописец. Один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн, использовал синтетические обобщения и упрощение цвета и линий. В декоративных, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по композиции плоскостных...

Врубель

Врубель
Жизнь художника — развитие его творческой силы, это настоящая биография художника, которой одни обломки являются в происшествиях ежедневной жизни... Материалы жизни художника суть одни — его произведения», — так писал некогда В.Ф. Одоевский.

Антонис ван Дейк

Антонис ван Дейк
Юный принц королевской, крови, ван Дейк был щедро одарен судьбой. Красивый, изящный, обладавший исключительными дарованиями и рано проявившейся гениальностью, он получил прекрасное воспитание и сверх того все то, чем был обязан счастливой случайности — своему происхождению.

Рафаэль

Рафаэль
Эпоху, породившую его, называют Высоким Возрождением. После средневековья - "охоты на ведьм" и костров инквизиции - человечество словно вдруг ужаснулось своему невежеству и жестокости. А ужаснувшись, дерзнуло поверить в себя.

Александр Николаевич Бенуа

Александр Николаевич Бенуа
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) - живописец, график, искусствовед, яркий представитель художественного объединения "Мир искусства", автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки.

Иван Константинович Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900). Эпической "поэмой о море" представляется удивительно цельное по мироощущению творчество И. К. Айвазовского, снискавшего еще при жизни всемирную славу.

Франсуа Буше

Франсуа Буше
Буше (Francois Boucher) - французский живописец, родился в Париже 29 сентября 1703, умер 80 мая 1770 года. Отец его Николай Б. бедный учитель живописи и рисовальщик узоров для вышивки, был, по видимому, первым его учителем.

Феофан Грек

Феофан Грек
Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище Грека. Наиболее вероятной датой рождения художника считаются 30-е годы XIV столетия. На Русь он приезжает в возрасте 35-40 лет.

Уильям Френд Де Морган

Уильям Френд Де Морган
Уильям Френд Де Морган (1839-1917) - выдающийся английский художник-керамист, сын известного математика Августа Де Моргана. Свое художественное образование Уильям начинает в двадцать лет.

Самуэл Купер

Самуэл Купер
Самуэл Купер (1609-1672). Его называли «Ван Дейком в миниатюре», «королем портрета» и еще—«первым, кто наделил искусство миниатюрного портрета силой и свободой масляной живописи».

Исаак Ильич Левитан

Исаак Ильич Левитан
Творчество Исаака Ильича Левитана развивалось в период высокого расцвета русской художественной культуры. Его современниками были Репин и Суриков, Нестеров и Серов, Чехов и Горький, Шаляпин и Ермолова.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
Путь становления Петрова-Водкина как человека и художника был долгим и тернистым. Он родился в Саратовской губернии, в небольшом приволжском городке Хвалынске.

Валентин Александрович Серов

Валентин Александрович Серов
А. Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года в семье известного композитора А. Н. Серова. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования.

Иван Иванович Шишкин

Иван Иванович Шишкин
Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Стремясь привить и сыну интерес к истории, он привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К. И. Невоструеву.

Федор Петрович Толстой

Федор Петрович Толстой
Федор Петрович Толстой — один из интереснейших и своеобразнейших художников первой половины XIX века — родился в 1783 году в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан сержантом в Преображенский полк.

Сезанн Поль

Сезанн Поль
Поль Сезанн (1839-1906) - имя, хорошо знакомое каждому, кто хоть немного интересуется живописью. Французское искусство прошлого столетия и творческий путь многих европейских художников начала нашего века как бы делятся незримой чертой на два этапа "до Сезанна" и "после".


AdSense

Новое на сайте

Феофан Грек Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище Грека. Наиболее вероятной датой рождения художника считаются 30-е годы XIV столетия. На Русь он приезжает в возрасте 35-40 лет.
Новое на сайте

Возрождение Эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех...
Новое на сайте

Когда в конце 19 и начале 20 веков возник модерн, случился главный качественный сдвиг. В живописи
Новое на сайте

Древние сооружения Японии В Японии издревле существует обычай, по ко­торому обветшавший деревянный храм в определен­ные сроки воссоздается в качестве точной копии старой постройки. Благодаря этому мы можем иметь достоверное представление об архитектуре древних сооружений.