Сделать стартовой страницей Добавить в избранное Контакты Карта сайта

Подразделы

Разделы

AdSense

Советуем прочитать

Рафаэль Эпоху, породившую его, называют Высоким Возрождением. После средневековья - "охоты на ведьм" и костров инквизиции - человечество словно вдруг ужаснулось своему невежеству и жестокости. А ужаснувшись, дерзнуло поверить в себя.
Новое на сайте

Тульский музей живописи Тульский музей - один из крупных областных музеев Российской Федерации. Открытие художественно-исторического музея в Туле состоялось в мае1919 года. Его основой послужили коллекции палаты древностей, собранные тульским краеведом Н. И. Троицким, а также произведения...
Новое на сайте

Венский Художественно-исторический музей Венский Художественно-исторический музей (Kunsthistorisches Museum) находится в самом центре австрийской столицы, на площади Марии Терезии (Maria-Theresien-Platz), напротив императорской резиденции Хофбург, ранее возведенной на другой стороне Ринга. Это одно из монументальных...
Статистика

Художники

Исаак Ильич Левитан

Исаак Ильич Левитан

Творчество Исаака Ильича Левитана развивалось в период высокого расцвета русской художественной культуры. Его современниками были Репин и Суриков, Нестеров и Серов, Чехов и Горький, Шаляпин и Ермолова. За короткую творческую жизнь Левитан создал около тысячи полотен. Пастелей, рисунков.

Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в Литве, в местечке Кибарты Ковенской губернии. Его отец служил кассиром на железнодорожной станции. Семья была большой и бедной. В надежде поправить дела семья переезжает в Москву, но неожиданно умирает мать, затем отец.

Тринадцати лет Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Испытывая голод, постоянную нужду, часто оставаясь без крова, он упорно учится. В сентябре 1876 года Левитан попадает в пейзажную мастерскую А. К. Саврасова, а позже становится учеником В. Д. Поленова.

Несмотря на успехи, Совет училища отказывает ему в .присуждении Большой серебряной медали и предлагает выдать диплом неклассного художника, дававший лишь право быть учителем рисования. Левитан покидает училище, куда вернется уже известным художником в качестве руководителя пейзажной мастерской.

К первым из дошедших до нас произведениям живописца относятся два небольших пейзажа, показанных на ученических выставках, - "Вечер" (1877) и "Солнечный день. Весна" (1877). И хотя эти работы не лишены недостатков: заметны некоторая наивность, перегруженность композиции деталями, - они пронизаны светлым юношеским чувством любви к природе. С ученической выставки 1880 года П. М. Третьяков приобретает картину девятнадцатилетнего художника "Осенний день. Сокольники". Это было первым признанием его таланта. Левитан создает произведение, созвучное настроению человека в печальное ненастье осени. Однако попытка работать в новой манере, широко и обобщенно была во многом ученической. Молодому художнику еще предстоял долгий путь изучения природы, овладения новыми средствами живописи.

В летние месяцы 1880-1884 годов он пишет с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: "Дубовая роща. Осень" (1880, Горьковский гос. художественный музей), "Дуб" (1880), "Сосны" (1880, частное собрание). Художник создает пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: "Последний снег. Саввинская слобода" (1884), "Мостик. Саввинская слобода" (1884).

В 1885 году в имении Киселевых в Бабкине Левитан знакомится с А. П. Чеховым, дружба с которым продолжалась всю жизнь.

Только в середине 80-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье - у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организовывает выставку шестидесяти пейзажей.

В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества Исаака Ильича Левитана продолжается до 1890 года.

Левитан - один из самых больших поэтов Волги. Волжская природа с ее бесконечными просторами, чередованием лесов, равнин, полей, больших городов и маленьких деревень вдохновила художника на новые пейзажные сюжеты.

Пейзажи Волги, созданные Левитаном, многообразны... Торжественной тишиной, величавым покоем веет от полотен: "Вечер на Волге" (1888) и "Вечер. Золотой Плёс" (1889).

И совсем иной эмоциональный настрой заключен в картине "После дождя. Плёс" (1889). В ней нет покоя; ветер гонит облака, вода покрыта рябью... Голубовато-серебристая гамма с многочисленными оттенками создает ощущение движения света, зыбкого воздуха. Особого внимания заслуживают картины "Золотая осень. Слободка" (1889) и "Березовая роща" (1889). В них Левитан передает непосредственность восприятия разных состояний природы.

"Я не могу быть хоть немного счастлив, спокоен ну словом, не понимаю себя вне живописи. Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней", - писал в эти годы художник А. П. Чехову.

В марте 1891 года Левитан становится членом Товарищества передвижных выставок. С. Т. Морозов (меценат и любитель живописи) предоставляет художнику мастерскую.

Стремлением к созданию эпического образа природы, картины-сочинения, отмечен период творчества художника с 1890 по 1895 год. Среди них такие значительные полотна, как "У омута" (1892), "Владимирка" (1892) и "Над вечным покоем" (1894). "Владимирка" - одна из лучших картин Левитана. В ней художник показал, какое большое социальное содержание может передать в своих произведениях художник-пейзажист. Эту картину живописец преподнес в дар Третьяковской галерее.

Многочисленные искания художника нашли выражение в картине "Над вечным покоем". Безграничность просторов русской природы и ее далей привлекали Левитана и в раннем творчестве и в величавых панорамах волжского цикла.

1895 год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли, удушьем... Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния, до попыток покончить с жизнью. Однако любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям.

Приезд Левитана в марте 1894 года в Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает последний период творчества художника. В солнечные мартовские дни пробуждается природа ("Март", 1895), по-весеннему поет и звенит ручей ("Весна. Последний снег", 1895), нежно благоухают цветущие яблони ("Цветущие яблони", 1896, частное собрание); в хрустальной осенней ясности сверкает золото листьев, синеют реки, пустеют рощи ("Золотая осень", 1895) и наступает "пышное природы увяданье" ("Осень", 1895, частное собрание; "Большая дорога. Осенний солнечный день", 1897, частное собрание).

Поэтическая красота природы дана как прославление родной страны, звучит как песня, гимн Родине.

Картина "Весна - большая вода" (1896-1897) завершает цикл лирических пейзажей 1895-1896 годов.

В последние годы жизни пейзажи Левитана поражают тонкостью и глубиной. Они отражают стремление художника "изощрить" свое искусство так, чтобы "слышать трав прозябанье". Он все чаще обращается к воплощению неуловимых моментов в природе, стремится к предельному лаконизму изображения: "Последние лучи солнца" (1899), "Луна. Сумерки" (1899), "Сумерки" (1900), "Сумерки. Стога" (1899). Два последних пейзажа признаны подлинными шедеврами Левитана.

К этому времени относятся замечательные акварели и пастели: "Туман. Осень" (1899), "Луг на опушке леса" (1898).

В 1898 году Левитану присваивают звание академика пейзажной живописи. Он преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его пейзажи появляются на Всероссийских выставках, на выставках в Мюнхене и с успехом экспонируются на Всемирной выставке в Париже. Приходит всеобщее признание, известность. Однако здоровье художника резко ухудшается, болезнь сердца неумолимо прогрессирует. Лечение за границей помогает на короткий срок.

"Левитан, по-видимому, умрет", - пишет Чехов... Тяжкая болезнь и "страшная жажда" жизни ведут борьбу.

Картина "Озеро" (1899-1900) стала лебединой песней художника. Левитан полагал назвать свое произведение "Русью"; ему хотелось дать в нем как бы некоторый синтез своих многочисленных исканий. "Озеро" - обобщенный образ прекрасной и светлой русской природы. Русь, Родина - последние мысли и чувства художника. Он не сумел закончить картину, как хотел. 22 июля 1900 года Левитана не стало.

Читайте далее:

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи
Родился 15 апреля 1452 года в городе Винчи, недалеко от Флоренции (Италия). Отец Леонардо, Пьеро Винчи, был нотариусом и довольно богатым человеком, имел титул мессэра и земли во владении. Всего Пьеро Винчи в своей жизни стал отцом двенадцати детей и как минимум четыре раза был женат.

Казимир Северинович Малевич

Казимир Северинович Малевич
Российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства, т. н. супрематизма («Черный квадрат», 1915). С нач. 1920-х гг. занимался научно-преподавательской деятельностью. В нач. 1930-х гг. обратился к реалистической живописи («Автопортрет», 1933).

Анри Эмиль Бенуа Матисс

Анри Эмиль Бенуа Матисс
Французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма. Выразил праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость бытия («Танец», 1910; «Красные рыбки», 1911)...

Эгон Шиле

Эгон Шиле
Австрийский художник, один из лучших мастеров австрийского модерна. Его живопись и графика, отмеченная нервными цветовыми контрастами, изощренно-гибким рисунком, достигая драматического эротизма, непосредственно предвосхищают экспрессионизм. Эгона Шиле многие современники...

Поль Гоген

Поль Гоген
Французский живописец. Один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн, использовал синтетические обобщения и упрощение цвета и линий. В декоративных, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по композиции плоскостных...

Врубель

Врубель
Жизнь художника — развитие его творческой силы, это настоящая биография художника, которой одни обломки являются в происшествиях ежедневной жизни... Материалы жизни художника суть одни — его произведения», — так писал некогда В.Ф. Одоевский.

Антонис ван Дейк

Антонис ван Дейк
Юный принц королевской, крови, ван Дейк был щедро одарен судьбой. Красивый, изящный, обладавший исключительными дарованиями и рано проявившейся гениальностью, он получил прекрасное воспитание и сверх того все то, чем был обязан счастливой случайности — своему происхождению.

Рафаэль

Рафаэль
Эпоху, породившую его, называют Высоким Возрождением. После средневековья - "охоты на ведьм" и костров инквизиции - человечество словно вдруг ужаснулось своему невежеству и жестокости. А ужаснувшись, дерзнуло поверить в себя.

Александр Николаевич Бенуа

Александр Николаевич Бенуа
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) - живописец, график, искусствовед, яркий представитель художественного объединения "Мир искусства", автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки.

Иван Константинович Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900). Эпической "поэмой о море" представляется удивительно цельное по мироощущению творчество И. К. Айвазовского, снискавшего еще при жизни всемирную славу.

Франсуа Буше

Франсуа Буше
Буше (Francois Boucher) - французский живописец, родился в Париже 29 сентября 1703, умер 80 мая 1770 года. Отец его Николай Б. бедный учитель живописи и рисовальщик узоров для вышивки, был, по видимому, первым его учителем.

Феофан Грек

Феофан Грек
Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище Грека. Наиболее вероятной датой рождения художника считаются 30-е годы XIV столетия. На Русь он приезжает в возрасте 35-40 лет.

Уильям Френд Де Морган

Уильям Френд Де Морган
Уильям Френд Де Морган (1839-1917) - выдающийся английский художник-керамист, сын известного математика Августа Де Моргана. Свое художественное образование Уильям начинает в двадцать лет.

Самуэл Купер

Самуэл Купер
Самуэл Купер (1609-1672). Его называли «Ван Дейком в миниатюре», «королем портрета» и еще—«первым, кто наделил искусство миниатюрного портрета силой и свободой масляной живописи».

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
Путь становления Петрова-Водкина как человека и художника был долгим и тернистым. Он родился в Саратовской губернии, в небольшом приволжском городке Хвалынске.

Валентин Александрович Серов

Валентин Александрович Серов
А. Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года в семье известного композитора А. Н. Серова. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования.

Иван Иванович Шишкин

Иван Иванович Шишкин
Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Стремясь привить и сыну интерес к истории, он привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К. И. Невоструеву.

Федор Петрович Толстой

Федор Петрович Толстой
Федор Петрович Толстой — один из интереснейших и своеобразнейших художников первой половины XIX века — родился в 1783 году в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан сержантом в Преображенский полк.

Сезанн Поль

Сезанн Поль
Поль Сезанн (1839-1906) - имя, хорошо знакомое каждому, кто хоть немного интересуется живописью. Французское искусство прошлого столетия и творческий путь многих европейских художников начала нашего века как бы делятся незримой чертой на два этапа "до Сезанна" и "после".

Густав Климт

Густав Климт
Родился в венском предместье Баумгартен 14 июля 1862 в семье художника-гравера и ювелира Э.Климта. Учился у отца, а в 1875–1883 – в школе ремесел при венском Австрийском художественно-промышленном музее. Первоначально испытывал...


AdSense

Новое на сайте

Модерн - понятие, родившееся во время развития европейского искусства XIX-XX вв. Название &ldqu
Новое на сайте

Храм в Филях В историю русской архитектуры церковь Покрова в Филях вошла как один из лучших и типичнейших памятников конца XVII века, когда так ценили «дивное узорочье», сделавшееся непререкаемым идеалом для всего искусства этого столетия.
Новое на сайте

Природа в архитектуре Архитектура с рождения несет идею доминирования над родным окружением. Первый дошедший до нас тип сооружения каменного века, с которого ведет отсчет времени история архитектуры, — менгир, вертикально поставленная каменная глыба.
Новое на сайте

Китайский Запретный город "Запретный город" - само это словосочетание волнует воображение и будоражит кровь, рисуя подчас неясные, но неизменно манящие образы. И, надо сказать, что когда речь идет о "Запретном городе", действительность не только не обманывает...