Сделать стартовой страницей Добавить в избранное Контакты Карта сайта

Подразделы

Разделы

AdSense

Советуем прочитать

Биография художника Ивана Константиновича Айвазовского Иван Константинович Айвазовский родилс
Новое на сайте

Основа ледовых скульптур Лёд - минерал с химической формулой H2O, представляет собой воду в кристаллическом состоянии. Химический состав льда: Н - 11,2%, О - 88,8%. Иногда лед содержит газообразные и твердые механические примеси. В природе лёд представлен...
Новое на сайте

Готический стиль архитектуры Утерянные секреты древнего зодчества открывались средневековыми строителями заново, но уже в другом «прочтении». Например, вместо деревянных стропил, на которые накладывались крыши ранних романских построек, опять появились каменные своды.
Статистика

Художники

Иван Константинович Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900). Эпической "поэмой о море" представляется удивительно цельное по мироощущению творчество И. К. Айвазовского, снискавшего еще при жизни всемирную славу. И сегодня мы как проявление признательности современников воспринимаем слова старейшего советского живописца Мартироса Сарьяна, сказанные об Айвазовском: "Его искусство -- искусство победы человека и человечности, отрицание деспотизма и насилия. Айвазовский -- художник бурной жажды свободы и ее прославления".

 Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился в Феодосии 17 июля 1817 года в семье армянского негоцианта. Уже в раннем детстве проявились художественные способности мальчика, особенно любившего изображать корабли, море. Талант юного рисовальщика привлек внимание городского архитектора Коха, который помог определить его в Симферопольскую гимназию (1830), а затем в Петербургскую Академию художеств (1833) в класс пейзажиста М. Н. Воробьева. Критика положительно встречает появившуюся на академической выставке первую картину Айвазовского "Этюд воздуха над морем" (1835). В 1837 году за три морских вида и в особенности за превосходную картину "Штиль" ему присуждают Первую золотую медаль и как исключение сокращают академический курс на два года с условием, чтобы за это время он написал пейзажи ряда крымских городов.

 В результате поездки появились виды Ялты, Феодосии, Севастополя, Керчи и картины "Лунная ночь", "Буря". В Крыму Айвазовский встречается с М. П. Лазаревым, В. А. Корниловым, П. С. Нахимовым, получает возможность изучить конструкции военных кораблей, становится свидетелем морских учений на Кавказском побережье и, наконец, создает первое батальное полотно -- "Высадка десанта у Субаши". Там же он познакомился с разжалованными в рядовые декабристами М. М. Нарышкиным, А. И. Одоевским, Н. Н. Лорером, которые принимали участие в деле при Субаши. Новые крымские работы успешно экспонировались на выставке в Академии художеств, и в качестве поощрения в 1840 году И. К. Айвазовскому была предоставлена командировка в Италию.

 Изучение и копирование произведений мастеров прошлого, натурные этюды, работа по памяти над композициями -- так начинается деятельность художника в Риме. Живописцу сопутствует успех: для Ватиканского музея приобретают его картину "Хаос". Талант художника признают и ценители искусства, и коллеги. А. Иванов отмечает способности художника в изображении моря, гравер Ф. Иордан утверждает, что Айвазовский -- первооткрыватель жанра морской живописи в Риме и что после него стали выставляться пейзажи "под Айвазовского"; восторженный сонет посвящает Айвазовскому английский маринист Д. Тернер, видевший картину "Неаполитанский залив лунной ночью" (1839, Феодосийская картин ная галерея им. И. К. Айвазовского).

В 1843 году начинается путешествие художника с выставкой картин по Европе. "Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон, Амстердам удостоили меня самыми лестными поощрениями", -- вспоминал Айвазовский. Одно из них -- звание академика, присужденное Академией художеств Амстердама. На родине такого же звания его удостаивает Петербургская Академия художеств.

В 1845 году вместе с экспедицией Ф. П. Литке Айвазовский побывал у берегов Турции и Малой Азии. Возвратившись, он уезжает в Феодосию. "Это чувство или привычка, моя вторая натура. Зиму я охотно провожу в Петербурге, -- писал художник, -- но чуть повеет весной, на меня нападает тоска по родине -- меня тянет в Крым, к Черному морю". Выстроив дом-мастерскую, Айвазовский окончательно обосновался в Феодосии, почти ежегодно бывал со своими выставками в Петербурге и других городах России; иногда выезжал за границу. В мастерской Айвазовского были созданы тысячи полотен, поражающих знанием изменчивой души моря, то свирепого в безудержной ярости шторма, то светлого и прозрачного в легкой солнечной дымке, то загадочного и таинственного с лунной дорожкой, колеблющейся на притихших волнах. Айвазовский, постоянно наблюдая морскую стихию, делая множество рисунков, обладал прекрасной памятью и большим даром импровизации, что позволяло, используя "рисунок-намек", за день закончить полотно. Так, по воспоминаниям А. А. Рылова, Айвазовский в академической мастерской Куинджи в присутствии студентов за два часа написал черноморский пейзаж. Художник говорил о своем творческом кредо: "Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником--никогда.

 Движения живых стихий--неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны--немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта..." К раннему периоду творчества Айвазовского, отмеченному стремлением передать особое состояние природы, относится широко известная картина "Девятый вал" (1850, ГРМ). В ней передана сила, пробужденная в человеке стихией: потерпевшие кораблекрушение преодолевают страшный девятый вал. Возвышенное романтическое чувство передано в колорите -- в контрастах насыщенного темно-зеленого цвета волн, марева, окутавшего рассветное солнце, в оттенках пенных гребней бушующего моря. Очевидно, богатые световые и цветовые эффекты, которых так много в этой картине, присущи и более ранним произведениям художника, изумлявшим зрителей во время поездки Айвазовского по Европе.

 С годами художник становится более сдержанным в передаче красочных эффектов природы, но он никогда не утрачивает интереса к морской стихии. Всепоглощающая вздыбленная громада, цвет которой составлен из неуловимых переходов серо-голубых тонов, господствует в картине "Волна" (1889). А на склоне лет Айвазовский пишет огромную картину "Среди волн" (1898, Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского), где передано движение водяных масс. "Смысл и высокая поэзия" были не только в полных драматизма пейзажах, изображающих штормы, а и в "спокойных" маринах, например, в картине "Черное море" (1881). И. Н. Крамской писал о ней: "На картине нет ничего кроме воды и неба, но вода это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю". Значителен вклад Айвазовского в батальную живопись. "Живописец Главного морского штаба" (это звание ему было присвоено в 1844 году), он запечатлел эпизоды Севастопольской обороны, неоднократно обращался к героическим подвигам русского военно-морского флота: "Каждая победа наших войск на суше или на море, -- писал художник, -- радует меня, как русского в душе, и дает мысль, как художнику изобразить ее на полотне..."

 Русский флот с искренней благодарностью относился к своему летописцу. Осенью 1846 года, еще до создания батальных полотен "Наваринский бой" и "Чесменский бой" (1848, Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского), во время выставки к десятилетию творческой деятельности Айвазовского, в Феодосию под командованием В. А. Корнилова прибыла эскадра из шести военных кораблей, чтобы приветствовать юбиляра. Воинские почести "первому почетному гражданину города" гарнизон Феодосии воздал и в конце жизненного пути художника. Айвазовский живо откликался на современность. В его творчестве отразились события, связанные с движением, руководимым Д. Гарибальди, и эпизоды борьбы греческого народа против турецкого господства.

Умер художник 19 апреля 1900 года во время работы над картиной "Взрыв турецкого корабля". Айвазовский отдал много сил благоустройству Феодосии. Его усилиями в городе были сооружены Археологический музей, школа, клуб; в 1880 году открылась картинная галерея. В ней и в мастерской живописца много полезного для себя получили Л. Лагорио, А. Куинджи, К. Богаевский, М. Волошин и другие. После смерти Айвазовского картинная галерея по завещанию перешла в собственность города. Ныне здесь крупнейшее собрание картин мастера.

Читайте далее:

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи
Родился 15 апреля 1452 года в городе Винчи, недалеко от Флоренции (Италия). Отец Леонардо, Пьеро Винчи, был нотариусом и довольно богатым человеком, имел титул мессэра и земли во владении. Всего Пьеро Винчи в своей жизни стал отцом двенадцати детей и как минимум четыре раза был женат.

Казимир Северинович Малевич

Казимир Северинович Малевич
Российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства, т. н. супрематизма («Черный квадрат», 1915). С нач. 1920-х гг. занимался научно-преподавательской деятельностью. В нач. 1930-х гг. обратился к реалистической живописи («Автопортрет», 1933).

Анри Эмиль Бенуа Матисс

Анри Эмиль Бенуа Матисс
Французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма. Выразил праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость бытия («Танец», 1910; «Красные рыбки», 1911)...

Эгон Шиле

Эгон Шиле
Австрийский художник, один из лучших мастеров австрийского модерна. Его живопись и графика, отмеченная нервными цветовыми контрастами, изощренно-гибким рисунком, достигая драматического эротизма, непосредственно предвосхищают экспрессионизм. Эгона Шиле многие современники...

Поль Гоген

Поль Гоген
Французский живописец. Один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн, использовал синтетические обобщения и упрощение цвета и линий. В декоративных, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по композиции плоскостных...

Врубель

Врубель
Жизнь художника — развитие его творческой силы, это настоящая биография художника, которой одни обломки являются в происшествиях ежедневной жизни... Материалы жизни художника суть одни — его произведения», — так писал некогда В.Ф. Одоевский.

Антонис ван Дейк

Антонис ван Дейк
Юный принц королевской, крови, ван Дейк был щедро одарен судьбой. Красивый, изящный, обладавший исключительными дарованиями и рано проявившейся гениальностью, он получил прекрасное воспитание и сверх того все то, чем был обязан счастливой случайности — своему происхождению.

Рафаэль

Рафаэль
Эпоху, породившую его, называют Высоким Возрождением. После средневековья - "охоты на ведьм" и костров инквизиции - человечество словно вдруг ужаснулось своему невежеству и жестокости. А ужаснувшись, дерзнуло поверить в себя.

Александр Николаевич Бенуа

Александр Николаевич Бенуа
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) - живописец, график, искусствовед, яркий представитель художественного объединения "Мир искусства", автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки.

Франсуа Буше

Франсуа Буше
Буше (Francois Boucher) - французский живописец, родился в Париже 29 сентября 1703, умер 80 мая 1770 года. Отец его Николай Б. бедный учитель живописи и рисовальщик узоров для вышивки, был, по видимому, первым его учителем.

Феофан Грек

Феофан Грек
Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище Грека. Наиболее вероятной датой рождения художника считаются 30-е годы XIV столетия. На Русь он приезжает в возрасте 35-40 лет.

Уильям Френд Де Морган

Уильям Френд Де Морган
Уильям Френд Де Морган (1839-1917) - выдающийся английский художник-керамист, сын известного математика Августа Де Моргана. Свое художественное образование Уильям начинает в двадцать лет.

Самуэл Купер

Самуэл Купер
Самуэл Купер (1609-1672). Его называли «Ван Дейком в миниатюре», «королем портрета» и еще—«первым, кто наделил искусство миниатюрного портрета силой и свободой масляной живописи».

Исаак Ильич Левитан

Исаак Ильич Левитан
Творчество Исаака Ильича Левитана развивалось в период высокого расцвета русской художественной культуры. Его современниками были Репин и Суриков, Нестеров и Серов, Чехов и Горький, Шаляпин и Ермолова.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
Путь становления Петрова-Водкина как человека и художника был долгим и тернистым. Он родился в Саратовской губернии, в небольшом приволжском городке Хвалынске.

Валентин Александрович Серов

Валентин Александрович Серов
А. Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года в семье известного композитора А. Н. Серова. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования.

Иван Иванович Шишкин

Иван Иванович Шишкин
Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Стремясь привить и сыну интерес к истории, он привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К. И. Невоструеву.

Федор Петрович Толстой

Федор Петрович Толстой
Федор Петрович Толстой — один из интереснейших и своеобразнейших художников первой половины XIX века — родился в 1783 году в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан сержантом в Преображенский полк.

Сезанн Поль

Сезанн Поль
Поль Сезанн (1839-1906) - имя, хорошо знакомое каждому, кто хоть немного интересуется живописью. Французское искусство прошлого столетия и творческий путь многих европейских художников начала нашего века как бы делятся незримой чертой на два этапа "до Сезанна" и "после".

Густав Климт

Густав Климт
Родился в венском предместье Баумгартен 14 июля 1862 в семье художника-гравера и ювелира Э.Климта. Учился у отца, а в 1875–1883 – в школе ремесел при венском Австрийском художественно-промышленном музее. Первоначально испытывал...


AdSense

Новое на сайте

Развитие искусства в Древнем Китае Китай — одна из крупнейших стран Азии, его цивилизация существует с IV тысячелетия до н. э. и принадлежит к наиболее развитым в эпоху древности и средневековья. За несколько тысячелетий существования китайская культура дала замечательные произведения искусства,
Новое на сайте

Моне родом из Франции, родной город Париж. Будущий известный художник-импрессионист родился в 184
Новое на сайте

ХХ столетие ознаменовалось новейшими открытиями и кардинальными переменами в области культуры. Не
Новое на сайте

Казанский собор Есть много зданий и архитектурных ансамблей, без которых невозможно представить себе облик Петербурга, как невозможно и изучение отечественной архитектуры: в них воплощены ее высшие достижения в XVIII- XIX веках. К таким памятникам относится Казанский собор