Сделать стартовой страницей Добавить в избранное Контакты Карта сайта

Подразделы

Разделы

AdSense

Советуем прочитать

Супрематизм Супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja — превосходство, главенство) Направление авангардного искусства первой трети XX в., создателем, главным представителем и теоретиком...
Новое на сайте

Технические приемы в искусстве Живописное произведение предстает перед нами, как принято говорить, окном в мир художника, его фантазий, имея в виду, в первую очередь, смысловую нагрузку. Затем, образно-декоративную составляющую картины, где и происходит, на мой взгляд, самое главное!
Новое на сайте

Леонардо да Винчи Родился 15 апреля 1452 года в городе Винчи, недалеко от Флоренции (Италия). Отец Леонардо, Пьеро Винчи, был нотариусом и довольно богатым человеком, имел титул мессэра и земли во владении. Всего Пьеро Винчи в своей жизни стал отцом двенадцати детей и как минимум четыре раза был женат.
Статистика

Художники

Рафаэль

Рафаэль

Эпоху, породившую его, называют Высоким Возрождением. После средневековья - "охоты на ведьм" и костров инквизиции - человечество словно вдруг ужаснулось своему невежеству и жестокости. А ужаснувшись, дерзнуло поверить в себя. "То была эпоха, которая нуждалась в титанах, - скажет мыслитель, - и которая породила титанов, ошеломивших мир свершениями человеческого духа". Один из них - Рафаэль, подаривший людям в образе Мадонны бессмертную надежду.

Первый из трех

Ему было девять лет, когда Колумб открыл Новый Свет. И только через десять лет после его смерти в далекой России родится царь Иван Грозный. Он жил в одном веке и в одной стране с гениями гениев - Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти, не прожил и половины их лет, а в искусстве и того меньше. Но в сердцах людей он останется Первым среди Трех. Легенды, сочиненные о нем и его "Сикстинской Мадонне", до сих пор множатся по всему миру. Вот одна из них, самая простая.

Рафаэль шел мимо храма, когда увидел молодую крестьянку, кормившую грудью младенца. Пораженный ее красотой, очарованием и святостью материнства, он захотел ее написать, но под рукой не оказалось ни бумаги, ни картона. Недолго думая, он выбил дно из валявшейся рядом бочки - и...

Другая легенда. "Сикстинская Мадонна" погружена на корабль, который должен доставить ее в Палермо. Внезапная буря разбила корабль о скалы, все люди и товары погибли, и... только ящик с картиной, целый и невредимый, выброшен на берег!..

Вернемся, однако, в реальную жизнь. И приглядимся поближе к юноше, входящему в славный город Флоренцию. Почему именно в этот момент? Да потому что до той поры о Рафаэле Санти почти ничего не известно. Кроме того, что во Флоренцию пришел из родного Урбино, где, оставшись с одиннадцати лет сиротой, учился в мастерской у известного художника Пьетро Перуджино.

Восхищенный юноша на улицах Флоренции. Потрясенный, стоит перед "Давидом" Микеланджело. Не может оторвать глаз от собора Санта-Мария дель Фьоре, воздвигнутого Бунеллески. А вокруг только и разговоров, что о загадочной "Джоконде" Леонардо, о его же удивительном картоне "Битва при Ангиари" и о бросившем ему вызов Микеланджело, только что явившем городу свою "Битву при Кашине".

Рафаэлю указывают, как пройти к дому маэстро Микеланджело. Через полчаса он входит в мастерскую хмурого человека, заваленную глыбами мрамора, называет себя, просит показать картон, "о котором все говорят". Скульптор раздражен неудачами, он в бешенстве от "неблагодарной Флоренции", которая платит ему на порядок меньше, чем Леонардо. Ему не до гостей... Но Рафаэль - ученик уважаемого Перуджино, к тому же явно нравится Микеланджело: учтив и деликатен, невысок и хрупок, миловиден, как девушка, с длинными густыми волосами до плеч, прекрасными глазами. И, разрешив ему копировать картон "Битва при Кашине", спустя несколько часов отмечает, что рука Рафаэля решительна, вынослива и искусна.

Сам же молодой провинциал столь же восхищен мастерством Микеланджело, который старше его на восемь лет, сколь и растерян: оказывается, то, что он умеет, - здесь, во Флоренции, уже давно пройдено и пережито. Надо учиться заново! А ведь он уже знает себе цену. Когда не копирует Перуджино, пишет самостоятельно, его работы куда нежнее и лиричнее вещей наставника. Он обогнал учителя. Но природный гений подсказывает, у кого и чему теперь надо учиться, чтобы не потерять в ученичестве самого себя.

Можно опускать богов на землю - так поступали древние греки. Можно поднимать людей до идеальной мечты - так поступал Рафаэль. Всю жизнь он писал Мадонн. И всегда они были не столько красивы, сколько прекрасны. Были ли они Богородицами? Одну из этих картин он назвал "Мадонна Божественной любви". Но взгляните на других: "Мадонна в зелени", "Мадонна с щегленком", "Мадонна на лугу"... Сияющая, преображенная щедрым искусством Италия, незабываемый цвет ее - молодая прекрасная мать.

Были ли они вполне земными - эти цветущие женщины? Прямой ответ на этот вопрос не имеет смысла. Несомненно одно: это великие женщины, в образе которых слилось все лучшее - от земли и неба. Да, они земные - с рдеющим на щеках румянцем, с нежной кожей, высокой девичьей грудью. Да, они небесные, ибо взгляд их кроток и тепл, а во всем облике разлито глубокое целомудрие. Что же до "Сикстинской Мадонны", то в окружении изумленных ее божественной красотой ангелов и святых, она как бы спускается к нам с неба, становясь все ближе и ближе...

Он напишет ее в 1514 году, в самый пик своей славы. Но мало кто знает, что прототип "Сикстинской" был найден Рафаэлем гораздо раньше. Среди картин, с которыми художник явился в Рим, была и "Донна Велата", написанная с некой Маргариты из Сиены. Необычайная таинственность, присущая Рафаэлю, так и не позволила узнать, почему именно к ней вновь обратился Мастер, готовясь к созданию главной своей Мадонны.

От изящества и обаяния его картин Папа Юлий пришел в неописуемый восторг и вскоре поручил Рафаэлю украсить фресками Станци - комнаты в новых своих апартаментах в Ватикане. Одна из этих фресок - "Афинская школа", ставшая наряду с сикстинскими росписями Микеланджело вершиной монументальной живописи всех времен и народов.

Цельный, гармоничный человек, живущий в не отторженном от него мире, изображенный с достоинством, присущим человеку, - вот его программа, блистательно воплощенная в "Афинской школе". Под сводами грандиозного здания Храма Науки с полной непринужденностью расположились философы древности. Но пришли они сюда не спорить, а искать и найти союз мыслящих существ, называемых людьми. Эту идею художника подчеркивает композиция. Она так свободна, так глубока, что фреска буквально раздвигает, наполняет воздухом тесные комнаты Ватикана...

О жизни Рафаэля - человека, художника и творца, написаны целые библиотеки. Что ж, это понятно: ведь именно он, как никто другой, воспел духовную жажду человека, его трепетную близость к Богу. Но...

У каждого явления есть обратная сторона. Ибо, отложив кисть, а вместе с ней и свой сокровенный разговор со Всевышним, художник превращался в смертного, которому не чужды земные наслаждения. Получая от Папы Юлия щедрое содержание, Рафаэль снял роскошную виллу, поселив там красивую любовницу и штат слуг. Его можно было видеть в Риме повсюду - весь город говорил о его немыслимых туалетах.

.Смерть и воскресение

Рафаэль умер так же стремительно, как и жил, 37 лет от роду - от зловещей лихорадки, подхваченной в римских катакомбах, где вел археологические исследования.

В последние годы он так много работал, что как-то признался: "Я надеюсь не упасть под такой тяжестью".

Упал... Его отпевали в церкви Святого Сикста, для которой он создал самый знаменитый в мире алтарный образ. Через два века за эту бесценную картину заплатят семьдесят килограммов золота, увезут в Германию, и она станет украшением Дрезденской галереи. И уже на памяти нашего поколения, в Великую Отечественную - в 1945-м, она будет лежать в сырой заминированной штольне - гитлеровский фашизм, покидая историческую арену, готовился "хлопнуть дверью". Русские солдаты спасут ее, к чести всего человечества.

И когда десять лет спустя сокровища Дрезденской галереи, пролежавшие все это время в запасниках Государственного Музея изобразительных искусств им. Пушкина, будут (перед возвращением в Германию) показаны народу, многие вспомнят, что "Сикстинская Мадонна" Рафаэля давно известна и почитаема в России. Гоголь из своего итальянского далека говорил о ней восторженно и священно; теряющий рассудок Гаршин припадал к ней, как к источнику с живой водой; репродукция Мадонны висела над головой умирающего Достоевского...

Не забудем очередь в музей на Волхонке: густая толпа протянулась на десяток километров. Мы маялись в этой очереди целую неделю. И помним, как многие повторяли, словно молитву, название картины, которую жаждали увидеть. Москва стояла "на Рафаэля", на "Мадонну"!

...За несколько дней до смерти, как бы предчувствуя кончину, Рафаэль написал последнюю свою картину - "Преображение". На ней Христос, осиянный неземным светом, отрывается от земли. Не говорит ли эта картина о преображении перед смертью и самого Рафаэля, который помог божественной Мадонне сойти к людям, а сам ушел в небеса?..

Читайте далее:

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи
Родился 15 апреля 1452 года в городе Винчи, недалеко от Флоренции (Италия). Отец Леонардо, Пьеро Винчи, был нотариусом и довольно богатым человеком, имел титул мессэра и земли во владении. Всего Пьеро Винчи в своей жизни стал отцом двенадцати детей и как минимум четыре раза был женат.

Казимир Северинович Малевич

Казимир Северинович Малевич
Российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства, т. н. супрематизма («Черный квадрат», 1915). С нач. 1920-х гг. занимался научно-преподавательской деятельностью. В нач. 1930-х гг. обратился к реалистической живописи («Автопортрет», 1933).

Анри Эмиль Бенуа Матисс

Анри Эмиль Бенуа Матисс
Французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма. Выразил праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость бытия («Танец», 1910; «Красные рыбки», 1911)...

Эгон Шиле

Эгон Шиле
Австрийский художник, один из лучших мастеров австрийского модерна. Его живопись и графика, отмеченная нервными цветовыми контрастами, изощренно-гибким рисунком, достигая драматического эротизма, непосредственно предвосхищают экспрессионизм. Эгона Шиле многие современники...

Поль Гоген

Поль Гоген
Французский живописец. Один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн, использовал синтетические обобщения и упрощение цвета и линий. В декоративных, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по композиции плоскостных...

Врубель

Врубель
Жизнь художника — развитие его творческой силы, это настоящая биография художника, которой одни обломки являются в происшествиях ежедневной жизни... Материалы жизни художника суть одни — его произведения», — так писал некогда В.Ф. Одоевский.

Антонис ван Дейк

Антонис ван Дейк
Юный принц королевской, крови, ван Дейк был щедро одарен судьбой. Красивый, изящный, обладавший исключительными дарованиями и рано проявившейся гениальностью, он получил прекрасное воспитание и сверх того все то, чем был обязан счастливой случайности — своему происхождению.

Александр Николаевич Бенуа

Александр Николаевич Бенуа
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) - живописец, график, искусствовед, яркий представитель художественного объединения "Мир искусства", автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки.

Иван Константинович Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900). Эпической "поэмой о море" представляется удивительно цельное по мироощущению творчество И. К. Айвазовского, снискавшего еще при жизни всемирную славу.

Франсуа Буше

Франсуа Буше
Буше (Francois Boucher) - французский живописец, родился в Париже 29 сентября 1703, умер 80 мая 1770 года. Отец его Николай Б. бедный учитель живописи и рисовальщик узоров для вышивки, был, по видимому, первым его учителем.

Феофан Грек

Феофан Грек
Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище Грека. Наиболее вероятной датой рождения художника считаются 30-е годы XIV столетия. На Русь он приезжает в возрасте 35-40 лет.

Уильям Френд Де Морган

Уильям Френд Де Морган
Уильям Френд Де Морган (1839-1917) - выдающийся английский художник-керамист, сын известного математика Августа Де Моргана. Свое художественное образование Уильям начинает в двадцать лет.

Самуэл Купер

Самуэл Купер
Самуэл Купер (1609-1672). Его называли «Ван Дейком в миниатюре», «королем портрета» и еще—«первым, кто наделил искусство миниатюрного портрета силой и свободой масляной живописи».

Исаак Ильич Левитан

Исаак Ильич Левитан
Творчество Исаака Ильича Левитана развивалось в период высокого расцвета русской художественной культуры. Его современниками были Репин и Суриков, Нестеров и Серов, Чехов и Горький, Шаляпин и Ермолова.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
Путь становления Петрова-Водкина как человека и художника был долгим и тернистым. Он родился в Саратовской губернии, в небольшом приволжском городке Хвалынске.

Валентин Александрович Серов

Валентин Александрович Серов
А. Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года в семье известного композитора А. Н. Серова. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования.

Иван Иванович Шишкин

Иван Иванович Шишкин
Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Стремясь привить и сыну интерес к истории, он привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К. И. Невоструеву.

Федор Петрович Толстой

Федор Петрович Толстой
Федор Петрович Толстой — один из интереснейших и своеобразнейших художников первой половины XIX века — родился в 1783 году в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан сержантом в Преображенский полк.

Сезанн Поль

Сезанн Поль
Поль Сезанн (1839-1906) - имя, хорошо знакомое каждому, кто хоть немного интересуется живописью. Французское искусство прошлого столетия и творческий путь многих европейских художников начала нашего века как бы делятся незримой чертой на два этапа "до Сезанна" и "после".

Густав Климт

Густав Климт
Родился в венском предместье Баумгартен 14 июля 1862 в семье художника-гравера и ювелира Э.Климта. Учился у отца, а в 1875–1883 – в школе ремесел при венском Австрийском художественно-промышленном музее. Первоначально испытывал...


AdSense

Новое на сайте

Василий Андреевич Тропинин Тропинин Василий Андреевич (1776, село Карповка Новгородской губ. — 1857, Москва) родился в семье крепостных графа И. И. Моркова. В 1799 году он был отдан в Академию художеств, где учился у С. С. Щукина и пользовался советами...
Новое на сайте

Санкт-Петербургский музей восковых фигур Искусство воскового портрета в Европе существует много веков и тысячелетий. Человек обращался к работе с воском ещё на ранних этапах своей истории. В силу своих качеств воск воспринимался древними некой субстанцией, которая как бы соединяла два несоединимых мира - мир живых и мир мертвых.
Новое на сайте

Эпоха поздней античности Трудно найти в истории мировой культуры эпоху, которая отличалась бы такой сложностью и многогранностью, как эпоха поздней античности. Разнообразные течения перекрещиваются здесь в самой противоречивой форме, различные идеи и религиозные системы сталкиваются друг с другом
Новое на сайте

Живопись России  XIX века В области искусства, в творчестве сердца, русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается...