Сделать стартовой страницей Добавить в избранное Контакты Карта сайта

Подразделы

Сюрреализм
Разделы

AdSense

Советуем прочитать

Франсиско де Гойя Гойя Франсиско Хосе де, испанский живописец, гравер. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: картоны для королевской шпалерной мастерской ...
Новое на сайте

Национальная галерея Шотландии Одна из старейший картинных галерей Шотландии, Национальная галерея открылась для публики в 1859 году. С тех пор она привлекает любителей искусства не только самой богатой в Шотландии коллекцией европейской живописи и скульптуры, но и собственно обликом музея.
Новое на сайте

110 лет Русскому музею 10 июня в Москве, в Государственном музее-заповеднике «Царицыно», открывается выставка «Время собирать...» из частных зарубежных собраний Европы и Америки. На экспозиции будет представлено более 300 произведений, из которых... На Этой Странице
Статистика

Сюрреализм

Направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 1920-х гг., развивая ряд черт дадаизма (писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро). С 1930-х гг. (художники С. Дали, П. Блум, И. Танги ) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность.

Сальвадор Дали - испанский живописец, виднейший представитель сюрреализма. Его картины и рисунки, отмеченные безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения, представляют собой фантасмагории, в которых самым противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придана видимая достоверность и убедительность.

Рисовать стал с юности. В 1924-1926 учится в Мадридской академии Сан-Фернандо, увлекается идеями анархизма, интересуется современными французскими мастерами, прежде всего символистами, а затем фовистами, кубистами и футуристами(П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Пикабия, Х. Грис, К. Карра), работает в их манере. Дружит с Гарсией Лоркой, Р. Альберти, Д. Олонсо, Л. Бунюэлем. Пропагандирует в Каталонии концепции нового искусства, пишет первые манифесты и теоретические эссе. Одновременно изучает живопись старых мастеров; его работы, исполненные в манере «магической вещественности» («Девушка, стоящая у окна», 1925, Испанский музей современного искусства, Мадрид), навеяны впечатлениями от картин Сурбарана и Вермера Делфтского.

В 1928 переезжает в Париж, в 1929 встречает свою будущую жену — Гала (Елена Дьяконова), ставшую постоянной моделью его картин. Дали сближается с сюрреалистической группой А. Бретона. Участвует в создании фильма «Андалузский пес», вызывающего благодаря монтажу ассоциации, полные гротескного абсурда. Как некие кадры несостоявшегося фильма, запечатлевающие мир снов и галлюцинаций, воспринимаются такие произведения Дали, как «Великий мастурбатор» (1929, частное собрание), «Раскрашенные удовольствия» (1929, частное собрание, хранящееся в Музее современного искусства, Нью-Йорк), цикл работ, посвященный В. Теллю, вариации на тему картин Ф. Милле и другие.

Обращаясь к сфере подсознательного, интересуясь эротикой, неосуществленными желаниями, игрой воображения, Дали стремится объективировать видения (метод «паранойи»), дать тотальное описание безумия. В навязчиво иллюзионистической манере, призванной убедить зрителя в реальности бредового мира, Дали с необыкновенно изощренной фантазией совмещает объекты совершенно разнородные, сталкивает их друг с другом в противоестественных ситуациях. Знамениты образы Дали: расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающий словно драпировка, и другие. Использует он и прием «исчезающих образов», которые как бы растворяются в окружающем пространстве. Популярность художника растет, выставки устраиваются одна за другой.

Страх перед непознаваемой действительностью отразился в картинах «Постоянство памяти» (1931, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Пылающий жираф» (1935, Публичное художественное собрание «Базель»). В работах «Предчувствие гражданской войны в Испании» (1936, собрание Аренсберг, Музей изящных искусств, Филадельфия) и «Осенний каннибализм» (1936, галерея Тейт, Лондон) представлены ужасающие мутанты, уничтожающие друг друга. В 1930-х гг., помимо живописи, Дали изготовляет многочисленные сюрреалистические объекты (жакет, обшитый стаканами, манекены у рояля и в такси, гипсовые муляжи, варварски раскрашенные или перетянутые веревками); сам он насчитывал до двенадцати возможных манипуляций с готовыми предметами.

Вскоре Дали ссорится с Бретоном, порывает с парижской группировкой сюрреалистов, объявив себя истинным представителем этого движения. В 1940 уезжает в США. Среди известных картин этого времени — «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944, собрание Тиссен-Борнемица, Лугано) — своеобразная иллюстрация к фрейдизму. Дань атомной «моде» отдана в таких композициях, как «Атомная Леда» (1947) и в попытке создать Институт по изучению атомной бомбы в отношении искусства.

В 1948 возвращается в родной Фигуэрас, хотя временами наезжает в США. Он все более проникается идеями католицизма. Религиозные мотивы, классицистическая композиция, подражание технике старых мастеров характерны для таких его картин 1950-х гг., как «Мадонна порта Льигат» (1949, Общественный институт изящных искусств, Милуоки), «Христос св. Ионна на кресте» (1951, Художественный музей, Глазго), «Тайная вечеря» (1955, Национальная галерея искусств, Вашингтон), «Открытие Америки, или Мечта Христофора Колумба» (1958-1959, Музей С. Дали, Сент-Питерберг, Флорида).

В последние годы Дали часто обращается к фотографии. Он читает лекции, выпускает книги, посвященные себе и своему искусству, в которых безудержно восхваляет свой талант («Дневник одного гения», «Дали по Дали», «Золотая книга Дали», «Секретная жизнь Сальвадора Дали»). Он всегда отличался причудливой манерой поведения, постоянно меняя экстравагантные костюмы и фасон усов. В 1974, вложив все свои средства, Дали строит Театр-музей Дали в Фигуэрасе — здание фантастической архитектуры, наполненное картинами и объектами художника. Он и погиб здесь во время пожара, пребывая в полном одиночестве и не желая покинуть дом.

Рене Магрит - бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма. Картины Магрита основаны на эффекте остранения вещи от ее привычного смысла («Это не трубка», предупреждает надпись на его композиции 1930, где изображена именно курительная трубка). В его образах предметы и персонажи на наших глазах превращаются в метафоры, не теряя четкой предметной узнаваемости. Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Магрита стали популярнейшими (наряду с произведениями Сальвадора Дали ) образцами сюрреализма.

Учился в Академии художеств Брюсселя (1916-1918). Ранняя живопись отмечена влиянием кубизма и футуризма (1918-1920), затем пуристов и Ф. Леже. В 1925, сблизившись с группой дадаистов, сотрудничал в основанном ими журнале «Пищевод». Знакомство с искусством Де Кирико и поэзией сюрреалистов изменило творческие ориентации художника. В 1926 он создал свою первую сюрреалистическую картину «Заблудившийся жокей» (Нью-Йорк, частное собрание).





AdSense

Новое на сайте

Алексей Петрович Антропов В творчестве Алексея Петровича Антропова (17.03.1716 - 23.07.1795) явственно прослеживается преемственность между живописцами-пенсионерами эпохи Петра I и художниками второй половины XVIII века. Лучшие достижения мастера проявились...
Новое на сайте

Голландская живопись Напористое, солидное и зажиточное голландское общество XVII века потребовало и создало множество живописных изображений окружающих человека предметов и сцен его повседневной жизни. Величайший же художник Нидерландов Рембрандт стал творцом более глубокого и более выразительного искусства.
Новое на сайте

Современный художник Первое, что приходит в натренированную масмедийную голову современного среднестатистического обывателя при слове «современный художник» - ползающий на карачках голый человек в собачьем ошейнике, размазывающий краску по дорогой шубе из бутика.
Новое на сайте

Иван Иванович Шишкин Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Стремясь привить и сыну интерес к истории, он привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К. И. Невоструеву.