Сделать стартовой страницей Добавить в избранное Контакты Карта сайта

Подразделы

Разделы

AdSense

Советуем прочитать

Василий Иванович Суриков Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск - 1916, Москва), живописец. Учился в петербургской Академии художеств (1869-75) у П.П. Чистякова; действительный член Академии художеств (1893). С 1877 в Москве, до 1878 выполнял монументальные росписи...
Новое на сайте

Символы Фэн-Шуй Талисманы и символы в Фэншуй призваны гармонизировать пространство, реально выразить наши устремления, помочь создать дополнительную информацию о различных аспектах нашей жизни: защита, богатство, семейное счастье, продвижение карьеры и т.д. офисная бумага купить киев канцтовары киев купить
Новое на сайте

Костромские деревянные скульптуры Важным элементом убранства интерьеров костромских храмов были резные иконостасы. Очевидно, с середины XVII века костромские мастера-древоделы, известные ранее как умелые строители зданий хором и церквей, стали заниматься и резьбой по дереву. Наталья Коломиец
Статистика

История живописи

Живопись России XIX века

Живопись России  XIX века

В области искусства, в творчестве сердца, русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки художников слова, звуков, красок. Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебник Глинка и прекрасный Брюллов.

Эти слова принадлежат А. М. Горькому. В них великий писатель-гуманист выразил свое восхищение достижениями русской культуры давнего прошлого и чувство безграничной гордости теми успехами, которых достигло русское искусство еще в первой половине XIX века. Действительно, несмотря на невероятно тяжелые условия феодально-крепостнического строя, несмотря на то, что «замкнуты были уста народа» и «связаны крылья души» его, русский народ и тогда создавал произведения необычайной художественной ценности. Творчество замечательных мастеров литературы и искусства этой поры красноречиво свидетельствует о могучей силе народа и значительности того вклада, который он внес в историю русской национальной культуры в начале прошлого столетия.

После победоносного завершения Отечественной войны 1812 года солдаты и офицеры русской армии, вернувшись из заграничных походов, воочию убедились в том, каким сильным препятствием свободе родного народа и общественному прогрессу являются крепостное право и ничем не ограниченная власть царя.

Следуя горячему патриотическому чувству, передовая дворянская молодежь мечтала о новом свободном отечестве, об ином государственном устройстве. Эти мечты, звавшие к действиям, и привели к созданию ряда тайных политических обществ, члены которых стали вскоре участниками знаменитого восстания декабристов.
Передовые общественные идеи распространялись в то время прежде всего через литературу, которой занимались многие из будущих декабристов (Рылеев, Пестель, Кюхельбекер, Одоевский и другие). Близки к декабристам были Пушкин и Грибоедов.
Восстание декабристов, несмотря на его поражение, сыграло огромную роль в формировании революционного мировоззрения передовых кругов русского общества. Не случайно все лучшие люди России свято верили в правоту декабристов и в неизбежную победу их дела. А. С.

Особенно тяжелой стала русская жизнь в царствование Николая I, потопившего в крови восстание декабристов. В стране свирепствовал жесточайший полицейско-крепостнический террор, подавлявший малейшие проявления свободной мысли. «Все было прибито к земле. Говорить было опасно»,— писал об этом времени Герцен.

Феодально-крепостнические отношения тормозили развитие торговли и промышленности. Обострившиеся противоречия между крестьянами и помещиками подчас выливались в открытое возмущение и протест. Однако массового революционного движения в ту пору в России еще не было. Идеи прогрессивные, революционные зрели и формировались в умах небольшой горстки передовых людей, убежденных в необходимости коренного изменения существующего строя, но только в сороковых годах, в связи с выходом на историческую арену и включением в освободительное движение разночинцев, близко стоявших к народу, формирование революционной идеологии русской демократии пошло активно и энергично.

Рядом с именем Герцена здесь прежде всего должно быть названо бессмертное в истории русской общественной мысли имя Белинского, оказавшего огромное влияние на развитие в России революционного самосознания и заложившего основы новой реалистической эстетики.
Русская художественная культура в первой половине XIX столетия достигла высоких успехов. Именно в это время творили Пушкин, Гоголь. Лермонтов, Грибоедов, Жуковский, Крылов, Захаров, Воронихин, Глинка. Мартос, Щедрин, Кипренский, Венецианов, Федотов, Брюллов, А. Иванов и многие другие корифеи нашей литературы, изобразительного искусства и музыки, высоко поднявшие знамя родного искусства.

Этот бурный расцвет художественной культуры был связан с подъемом национального самосознания передовых кругов русского общества в период Отечественной войны 1812 года. Борьба за освобождение родины от иностранной интервенции, вызвавшая волну высоких патриотических чувств, не могла не сказаться и на явлениях русского искусства.
Подлинного расцвета в начале XIX столетия достигает русская архитектура. Прогрессивные идеи проявились здесь в мощных образах ряда грандиозных сооружений, равных которым в эту пору уже не создавал ни один другой народ в Европе. Первая половина века явилась временем блестящего расцвета городского ансамбля. В эту пору в Петербурге архитектором А. Воронихиным были построены Казанский собор и здание Горного института, а Тома де Томоном — здание Фондовой биржи.

Вершиной в развитии русского классицизма явилось творчество А. Захарова, который обессмертил свое имя величественным зданием Адмиралтейства на берегу Невы. Создателем грандиозных городских ансамблей был архитектор К. Росси, автор здания Главного штаба, Александрийского театра и многих других сооружений. Широкое строительство развернулось и в Москве, которая быстро отстраивалась после пожара 1812 года. О. Бове, Д. Жилярди, А. Григорьев и другие возвели выдающиеся сооружения, значительно изменившие былой облик Москвы.

В первой половине XIX века продолжал успешно творить ряд скульпторов старшего поколения, среди которых ведущую роль играл И. Мартос, создатель памятника Минину и Пожарскому, а также Ф. Щедрин, автор замечательной декоративной скульптуры Адмиралтейства. Одновременно выдвинулись и молодые мастера — В. Демут-Малиновский, С. Пименов. И. Теребенеп, Б. Орловский, И. Витали, П. Клодт и другие; в их глубоких произведениях нашли свое отражение освободительные идеи эпохи Отечественной войны 1812 года.

Время народного подъема внесло новое содержание в искусство. Появляется интерес к темам, почерпнутым из героического прошлого русского народа. Темы патриотизма, героики, гражданской доблести стали ведущими в исторической живописи и скульптуре. Знаменитый памятник Минину и Пожарскому, установленный скульптором И. Мартосом в Москве на Красной площади, воспринимался как монумент патриотической доблести героев современности.

В области исторической живописи также проявился живой интерес к темам из героического прошлого русского народа, нашедший яркое выражение в творчестве Андрея Иванова, А. Егорова и В. Шебуева.

Одновременно в изобразительном искусстве начала столетия сформировалось и новое направление, вошедшее в историю под названием романтизма. В России романтизм выражал прогрессивные общественные идеи, порожденные Отечественной войной и национальным подъемом. Художники-романтики ратовали за эмоциональную приподнятость образа, старались показать силу чувств человека и возвышенность его стремлений. В творчестве А. Орловского, прекрасного рисовальщика, бывшего очень популярным у современников, наглядно проявились черты романтизма. В серии работ он изобразил воинов 1812 года, а также представителей различных национальностей, населявших Россию.

Художником, наиболее полно и глубоко выразившим это направление, был Орест Кипренский, один из крупнейших живописцев первой половины XIX века. Галерея портретов, созданная им, является гордостью русского изобразительного искусства.

Сразу же после окончания Академии художеств Кипренский целиком отдается портретной живописи. Одной из лучших работ тогда еще молодого художника явился портрет Давыдова. Кипренский создал характерный для эпохи образ русского офицера — участника борьбы за независимость родины. В эмоциональной приподнятости портрета и его цветовом богатстве проявилось высокое живописное мастерство Кипренского. В других портретных работах и в целой серии карандашных рисунков запечатлел художник образы участников войны, офицеров, ополченцев, с которыми лично был хорошо знаком.

Во всем портретном творчестве Кипренского, наряду с чертами романтической приподнятости, явственно сказывается стремление к реалистическому раскрытию психологии человека. Исключительный интерес представляет портрет А. С. Пушкина, написанный в 1827 году и правдиво запечатлевший для будущих поколений образ великого поэта. Значение Кипренского, тонкого рисовальщика и колориста, в русском искусстве первой половины XIX века огромно.

Читайте далее:

Пуризм

Пуризм
Течение во французской живописи конца 1910—20-х гг. Основные представители - художник А. Озанфаном и архитектор Ш. Э. Жаннере (Ле Корбюзье). Отвергая декоративные тенденции кубизма и других авангардистских течений 1910-х гг., принятую ими деформацию...

Арт деко

Арт деко
Арт деко (фр. art deco) - стилевое течение в искусстве стран Зап. Европы и Америки 2-й четв. 20 в. для которого характерно: сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством; сочетание элементов стиля модерн, кубизма и экспрессионизма...

Супрематизм

Супрематизм
Супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja — превосходство, главенство) Направление авангардного искусства первой трети XX в., создателем, главным представителем и теоретиком...

Футуризм

Футуризм
Фyтypизм - (oт лaт. futurum - бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию...

Возрождение

Возрождение
Эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех...

Зарождение живописи

Зарождение живописи
Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей палеолита до новейших течений живописи XX в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма.

Эпоха поздней античности

Эпоха поздней античности
Трудно найти в истории мировой культуры эпоху, которая отличалась бы такой сложностью и многогранностью, как эпоха поздней античности. Разнообразные течения перекрещиваются здесь в самой противоречивой форме, различные идеи и религиозные системы сталкиваются друг с другом

Римская мозаика

Римская мозаика
Обращаясь к памятникам монументальной живописи Италии, следует сразу же подчеркнуть, что наряду с римской школой существовали школы с местными оттенками в Милане и Равенне, которые, как известно, являлись некоторое время столицами распадавшейся Римской империи.

Возникновение иконоборчества

Возникновение иконоборчества
В столь трансцендентном, как византийское, мировоззрении появление иконоборчества было ничем не отвратимым фактом. Рано или поздно должна была возобладать мысль о невозможности изобразить божество в материальной форме.

Памятники станковой живописи

Памятники станковой живописи
Если после произведений монументального искусства обращаешься к памятникам станковой живописи, приходится сразу констатировать художественную незначительность большинства дошедших до нас икон VI–VII веков.

Мозаические полы Константинополя

Мозаические полы Константинополя
Когда, в 330 году, был основан Константинополь, христианское искусство Рима и Востока имело уже длительную историю. Во всех крупных городах существовали собственные художественные школы, местные традиции.

Христианский спиритуализм

Христианский спиритуализм
Церковь всюду стремится насадить свои правила, она ставит себе задачей диктовать единообразные законы всем национальностям, всем народам, всем государствам. Она порабощает художника, ограничивает его творчество вполне определенными рамками

Древнеримское искусство

Древнеримское искусство
Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют в виду, когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного общества.

История об учителе живописи

История об учителе живописи
Однажды трое юношей, мечтающих стать художниками, пришли к великому мастеру с просьбой принять их в ученики. Мастер слыл необычным человеком. О нем шла слава, что его картины доступны не каждому, что на его полотнах люди могут видеть лишь то, что запечатлено в их душах.

Живопись Германии

Живопись Германии
Провести границу между романской и готической живописью в Германии сравнительно легко. Предтечей готической живописи можно считать так называемый 'угловатый' стиль, вариации которого развивались в середине 13 века. Самый типичный его образец - заалтарный образ, созданный для Визенкирхе в Зосте около 1250 года.

Революция в искусстве

Революция в искусстве
Историки искусства удивляются, почему к концу XVI века всего за несколько десятилетий в жанре портрета произошла настоящая революция. Напряженные, застывшие лица сменились вдруг на картинах живыми, полными чувств чертами, приблизительность – точностью деталей…

Первобытная живопись

Первобытная живопись
Самые ранние из известных нам живописных экспериментов - "негативные" отпечатки руки (т. е. обводка контуром), затем рука смазывается краской. Получается, что в истории живописи был первичен силуэт.

Искусство 19-20 в

Искусство 19-20 в
Период средневековья. Именно в это время, творил свои полотна в Нидерландах Иероним Босх. Маленький городок, где он родился и прожил, не выезжая, отличался спокойным размеренным течением жизни.

Голландская живопись

Голландская живопись
Напористое, солидное и зажиточное голландское общество XVII века потребовало и создало множество живописных изображений окружающих человека предметов и сцен его повседневной жизни. Величайший же художник Нидерландов Рембрандт стал творцом более глубокого и более выразительного искусства.

Средневековая живопись

Средневековая живопись
В эпоху средневековья живопись стала одним из главнейших видов искусств. Перемены в жизни общества и новые технические приемы дали художникам возможность создавать реалистичные, пронизанные глубоким гуманизмом произведения, которым было суждено совершить подлинную революцию в западноевропейском искусстве.


AdSense

Новое на сайте

Спасение шедевров Со второй половины ХVI века Саксонские курфюрсты коллекционировали произведения искусства. Спустя почти три столетия, после постройки специального здания – творения Тициана, Рембрандта, Ватто и многих других были открыты для публики.
Новое на сайте

Многоликие витражи Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания утверждать, что они появились вскоре после изобретения стекла. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла...
Новое на сайте

Школы фэн-шуй Китайская культура и история дали рождение многим философским и практическим школам фэн-шуй. Некоторые из них относятся к даосской традиции, другие к буддийской, третьи - к конфуцианской. Некоторые специалисты создают свои собственные школы и методы фэн шуй...
Новое на сайте

ХХ столетие ознаменовалось новейшими открытиями и кардинальными переменами в области культуры. Не